Нанотехнологии против коррозии
Нанотехнологии против ржавчины: столичные учёные разработали новый способ борьбы с коррозией. Применять достижения отечественной науки можно во многих областях – от автопрома до жилищно-коммунального хозяйства. Как сделать машины и трубы долговечнее?
Российские учёные научились эффективно бороться с коррозией. Новые технологии теперь позволяют выпускать металл, который будет служить на порядок дольше современных образцов. Люди науки говорят, что они свою задачу почти выполнили. Теперь дело за производителями. Некоторые крупные предприятия уже сегодня используют в производстве разработки российских учёных.
"Все эти разработки находят реальное применение в каких-то промышленных условиях. На их основе выпускаются какие-то составы, которые действительно применяются для, скажем, посевации металлов, для обработки различных систем водоснабжения, водоохлаждения", - рассказывает аспирант Института физической химии и электрохимии им.А.Н.Фрумкина Александр Чиркунов
Новое покрытие, созданное на основе нанотехнологий, защищает металл от вредного воздействия окружающей среды в десятки раз лучше, чем, например, обычная полимерная краска. Плёнка, которая покрывает металл, настолько тонкая, что её не увидишь невооруженным глазом. В лабораториях Института физической химии и электрохимии молодые учёные продолжают исследовать свойства новых материалов.
"Метод элипсометрии позволяет изучать тонкие наноразмерные плёнки на металле, и благодаря этим данным мы можем прогнозировать формирование наиболее защитных слоёв на металлических поверхностях для защиты от коррозии", - объясняет научный сотрудник института Галина Редькина.
Сложные формулировки научных сотрудников на практике выглядят так. К примеру, металлическая водопроводная или канализационная труба в земле быстро изнашивается. Десяток лет – и, по-хорошему, такой трубопровод нужно заменять. Но труба, которую покрыли защитной плёнкой на основе наноматериалов, сохранится на порядок дольше. Значит, и течь давать будет реже.
Такие защитные средства сегодня применяют в основном в оборонной промышленности. Но их можно использовать везде, где используется металл – и, конечно, в автопроме.
"Речь идёт, прежде всего, не только о дорогих изделиях, но и о массовых. Например, машиностроение, которое до недавнего времени широко использовало и смазки, и некоторые токсичные соединения, которые по экологическим соображениям сейчас запрещают, и те же смазочно-охлаждающие жидкости", - подчёркивает заместитель директора института по научной работе Юрий Кузнецов.
К применению новых антикоррозионных материалов нужно привыкнуть, говорят учёные. Это потребует переоборудования производства, но результат не заставит себя ждать. А сегодня, рассказывают люди науки, в развитых странах ущерб экономике от коррозии составляет более 5% от валового национального продукта.