Дорогие полимеры привели к кризису упаковочный сектор Петербурга
Изготовление упаковки из пластика и бумаги становится всё более сложной задачей. Об этом сегодня в обширном материале пишет "Деловой Петербург". По словам предпринимателей, производители сырья отправляют львиную долю товара на экспорт, так как внешний рынок сулит большую прибыль. Петербургским переработчикам в результате достаются крохи. Закупочные цены растут постоянно. Отдельные виды сырья уже стали дороже в 1,5–2 раза относительно декабря 2020 года. Малому производственному бизнесу приходится выживать из последних сил под давлением ценовой конъюнктуры, диктуемой крупными холдингами.
На подорожание отдельных марок сырья на 50% сообщили в ООО "ПакБери". При этом оснований полагать, что рынок в ближайшей перспективе перестанет "трясти", у бизнеса нет. "Нам постоянно приходится поднимать цены, но у заказчика нет выбора — в продукции, которую мы производим, нуждаются все предприятия. Периодически некоторых видов сырья просто не достать. Одна компания выписала нам штраф 100 тыс. рублей за недопоставку пакетов для мусора. Но ведь мы же не могли произвести их из воздуха!" — описывает ситуацию генеральный директор предприятия Наталья Гаврилова. Хуже всех приходится участникам рынка, которые заключают с заказчиками контракты, фиксирующие цены на год вперёд.
Среди петербургских производителей есть те, кто отказался от закупки отечественного сырья в пользу импортного. Но они, в свою очередь, страдают из–за трудностей логистики. "До нас сырьё идёт 2–3 месяца. Мы заказываем у азиатских заводов: они, в отличие от европейских, предлагают более демократичные цены. Заключены договоры и с российскими поставщиками, но те с мая твердят, что у них нет полимера. Куда он делся — можно только гадать. И цены взлетели до 170 рублей за килограмм ПВД", — делится Денис Тимофеев, генеральный директор ООО "ПТК Стрейч" (производитель пищевой плёнки).
"Мы никогда не видели ничего похожего!" — в один голос восклицают переработчики. Свои претензии они адресуют крупным производителям сырья, которые, по мнению собеседников "ДП", слишком активно ориентируются на внешний рынок, выгодно продавая полимеры за валюту и оставляя российские предприятия ни с чем. Один из крупнейших игроков — концерн "СИБУР", который производители упаковки считают почти монополистом. "Куда смотрит ФАС, кто должен защищать внутренний рынок от монополий?" — задаются вопросом руководители компаний.
В пресс–службе ФАС России в ответ на запрос издания заявили, что за ценообразованием ведомство следит внимательно. "По результатам нашего мониторинга наблюдается снижение цен на полипропилен и полистирол. Таким образом, в настоящее время рост цен на этом рынке отсутствует", — отчитались там. Долгосрочное увеличение стоимости на протяжении всего 2021 года в ФАС никак не прокомментировали. Лишь добавили, что в случае выявления признаков нарушений закона о защите конкуренции будут приняты меры антимонопольного реагирования.
В пресс–службе холдинга "СИБУР" на запрос "ДП" ответили, что являются не единственным производителем ПЭТ (в основном используется для производства бутылок для напитков и воды) на российском рынке.
"Доля компании составляет порядка 30%. При этом текущих мощностей не хватает для удовлетворения внутреннего спроса. Поэтому СИБУР реализует проект по расширению мощностей с вовлечением в переработку до 30 тыс. тонн вторичного сырья. Ценообразование на ПЭТ носит рыночный характер и учитывает баланс спроса и предложения на продукт в РФ. Вместе с тем при ценообразовании также учитываются значения мировых котировок, а также иные факторы, связанные с доступностью продукта на рынке и спросом на него в конечных отраслях потребления. Важно учитывать, что доля упаковки в стоимости конечных продуктов варьируется от 1 до 10%. Это означает, что, к примеру, 6%–ный рост цены исходного сырья приведёт к росту стоимости конечной продукции не более чем на 0,5%", — заявили в компании.
Наталья Гаврилова возражает, что в случае с тонкими пластиками СИБУР занимает значительно большую долю рынка, а стоимость сырья влияет на эту категорию гораздо сильнее. "Возьмём фасовочный пакет в магазине, прозрачный. В нём 80% стоимости составляет сырьё, остальное — экструзия и производство самого пакета. Таким образом, рост цены сырья на 60% приведёт к удорожанию продукции на 48% минимум!" — подчёркивает предпринимательница.
Значительный рост цен на упаковку уже не первый месяц чувствуют ретейлеры: ситуация тяжела как с пластиком, так и с картоном. Но открыто говорить о ней в компаниях не любят. В большинстве торговых сетей, к которым обратилось за комментарием издание, запрос проигнорировали.
В "Азбуке вкуса" отметили, что 2 года назад пересмотрели своё отношение к упаковке. У компании есть собственное производство, где изготавливают пищевую плёнку толщиной 45 микрон (обычная толщина — 65 микрон). Это позволяет сократить её потребление на 80 тонн в год.
По словам переработчиков, ситуация со вторсырьём тоже далека от нормы. В конце 2020 года производитель мусорных мешков индивидуальный предприниматель Каха Беридзе закупал полиэтилен по 45 рублей за килограмм, сейчас — по 90. "У меня есть договорённость с контрагентами, что я поднимаю цену не сразу, как дорожает сырьё, а через месяц. В этот промежуток вынужден отгружать продукцию по старой стоимости. При этом я понимаю, что мусорные пакеты — расходный материал, без которого в Петербурге просто не обойтись", — отмечает предприниматель.