Туркменский полимер не получился
Полимерный завод в поселке Киянлы Балканского велаята, в последние пару лет почти простаивавший, теперь полностью остановил свою работу, говорится в сообщении местного ресурса turkmen.news. Как сообщают источники издания, все сотрудники отправлены в отпуск без содержания. На заводе ожидают специалистов, которые должны помочь устранить проблемы.
В мае 2023 года источники сообщили, что на заводе погибло трое рабочих, а еще двое пострадали. Когда они вошли в сепараторную установку, произошла утечка газа. В результате три человека задохнулись насмерть, а их коллегам потребовалась госпитализация.
Это была последняя попытка возобновить производство на предприятии, которое уже тогда фактически остановилось. В начале января последних оставшихся сотрудников отправили в отпуска за свой счет. Сейчас на заводе работают лишь четверо охранников.
Как ожидается, в конце февраля 2024 года в Киянлы прибудут специалисты из Южной Кореи. Они попробуют устранить неполадки и перезапустить завод. Именно корейские компании Hyundai Engineering и LG International Corp совместно с японской TOYO Engineering Corporation построили завод в 2018 году. Переговоры о реконструкции велись давно. Первоначально специалисты Hyundai Engineering согласились на эту работу за 608 миллионов долларов, но в дальнейшем, проведя аудит и увидев состояние завода, они подняли цену до миллиарда.
На заводе имеется четыре установки: для сепарации газа, для переработки этана, для производства полиэтилена и для производства полипропилена. В июле 2021 года предприятие, бившее тогда рекорды по полиэтилену, было передано из ведения госконцерна «Туркменгаз» в ведение госконцерна «Туркменхимия». А уже в марте 2022 года завод почти полностью встал.
Произошедшее связывают с тем, что заместитель председателя «Туркменхимии» Атагельды Бяшимов и его доверенный сотрудник Язгельды Атаназаров активно «оптимизировали производство», заменяя запчасти и реагенты на дешевые нелицензированные аналоги. Их подельником стал бизнесмен по имени Оре из ОАЭ. Оре контролирует сразу несколько фирм, которые якобы конкурируют между собой в тендерах.
Сообщалось, что тогдашний глава «Туркменхимии» Ниязлы Ниязлыев знал о данной схеме, но ничего не делал, потому что, во-первых, сам был в доле, а во-вторых — у Бяшимова имелся на него компромат.
Сейчас Ниязлыеву уже поздно опасаться компромата. В июле 2023 года, после серии критических публикаций, его уволили, а в декабре арестовали. О судьбе Бяшимова ничего не известно. По последним данным, после ареста Ниязлыева он, как и ряд других заинтересованных лиц, активно переговаривался со «своими» силовиками, пытаясь избежать уголовного преследования. Так или иначе, завод это уже не спасет. Бюджетные деньги придется тратить на дорогостоящую реконструкцию.