«Русал» снова поддержат за счёт пластика
Газета “Коммерсант” выяснила, как правительство планирует поддержать попавший под санкции США «Русал» Олега Дерипаски за счет стимулирования внутреннего спроса на алюминий в 2,5 раза, говорится в сегодняшнем материале издания. «Дорожная карта» развития отрасли до 2023 года, которую утвердил вице-премьер Дмитрий Козак, предполагает субсидии промышленности при использовании алюминия, расширение сфер его применения, жесткие ограничения по импорту, новые требования по локализации для машиностроителей, а также содержит очередную попытку сократить долю на рынке пластиковой упаковки. Но потребители поддерживают далеко не все идеи правительства.
Вице-премьер Дмитрий Козак 27 июня провел совещание с чиновниками, «Русалом» и другими «заинтересованными организациями», по итогам которого утвердил «дорожную карту» по развитию алюминиевой промышленности РФ до 2023 года, рассказали источники “Ъ” и подтвердил представитель вице-премьера. Программа призвана увеличить спрос на металл в РФ и нужна прежде всего единственному производителю первичного алюминия в стране — «Русалу» Олега Дерипаски, который 6 апреля попал под санкции США. «Русал» экспортирует около 80% алюминия: в 2017 году при выпуске в РФ немногим менее 3,6 млн тонн компания продала на внутренний рынок до 1 млн тонн.
В «дорожной карте», с которой ознакомилось издание, 22 мероприятия в области госзакупок и закупок госкомпаний, тарифного регулирования, таможенных ограничений, расширения сфер применения алюминия, создания новой продукции и новых производств. Еще в 2016 году Олег Дерипаска говорил, что программа развития отрасли до 2024 года, которую разрабатывала рабочая группа под руководством Минпромторга, предполагает рост потребления алюминия в РФ до 2,5 млн тонн, но придется потратить 140 млрд руб. Этот же ориентир называл 9 июля глава Минпромторга Денис Мантуров.
Ряд мер грозит возобновлением конфликта между алюминиевыми компаниями и производителями напитков. Так, к 1 марта 2019 года должен быть готов документ о внесении изменений в постановление правительства №284 от 9 апреля 2016 года, устанавливающее ставки экологического сбора за утилизацию товаров, если ее не осуществляют производители или импортеры. Предлагается повысить ставки сбора на пластмассовую упаковку «с целью стимулирования использования возобновляемых материалов». Также Дмитрий Козак поручил до 1 сентября представить предложения по регулированию производства алюминиевой и пластиковой упаковки для алкоголя «с учетом зарубежного опыта».
Глава ассоциации «РусПэк» (объединяет, в частности, «Кока-кола эйчбиси Евразия», «Пепсико холдингс», «Проктер энд Гэмбл», «Тетра пак») Любовь Меланевская называет рост ставок на пластмассовую упаковку необоснованным. «Если цель — забота об экологии, нужно оценивать полный жизненный цикл производства и утилизации упаковки, сравнивать воздействие разных видов упаковки на экологию на основании профессиональных расчетов, а не популистских лозунгов»,— говорит она. В Danone также подчеркивают, что «необходимо в комплексе работать над переходом к циклической экономике, а не только стимулировать использование какого-то одного материала в ущерб другим».
Спор между производителями пластиковой и алюминиевой упаковки для алкоголя идет не первый год. С 2017 года в РФ уже нельзя выпускать пиво в пластиковой таре объемом более 1,5 л для внутреннего рынка и торговать им в стране. В результате, по оценке Союза российских пивоваров, в 2017 году продажи пива снизились на 4–5%. Директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев сказал изданию, что сейчас на ПЭТ-упаковку приходится около 40% рынка пива: «Мы считаем недопустимыми нерыночные методы регулирования и по-прежнему уверены, что у потребителя должен быть выбор». По его словам, пиво в пластиковой таре обеспечивает большую доступность легального и безопасного алкоголя для потребителя.
Комментарии