Производство каучука испытывают на сжатие

Производство каучука испытывают на сжатиеТекущие цены на каучук уже снизились в 2–2,5 раза по сравнению с уровнем начала прошлого года. В дальнейшем, как сообщило агентство Bloomberg, стоимость каучука может рухнуть на 35% на фоне снижения продаж шин из-за ослабления спроса на автомобили. В настоящее время большинство российских предприятий химической промышленности испытывает значительное снижение спроса на свою продукцию. Однако в перспективе можно ожидать реализации некоторых инвестиционных проектов в отрасли и смежных секторах.
По данным International Rubber Study Group., производители шин — основные потребители натурального и искусственного каучука — могут сократить продажи продукции на 6,8% в2009 году. Одновременно поставки из Таиланда, который является мировым лидером по экспорту натурального каучука, вырастут после сезонного снижения.
За последние 4 месяца цены на натуральный каучук выросли на 42% — до 1530 долларов за тонну, что на 18% больше, чем стоимость его искусственного аналога, производимого из нефтепродуктов.
«Я ожидаю снижения цены на каучук в направлении 1000 или 1200 долларов за тонну к концу сентября, если экономика не начнет расти», — заявил аналитик ведущего каучукового трейдера Японии Marubeni Феликс Йео.
Прогноз о падении стоимости каучука до 1000 долларов за тонну к концу 2009 года или в 2010 году поддерживают многие ведущие аналитики отрасли. Спрос будет сокращаться, поскольку люди покупают меньше машин и реже меняют шины, утверждают эксперты. Продажи автомобилей в США упали на 37% в марте, в Японии — на 32%, до минимума за три десятилетия. Рост цен на сырье на мировых рынках в этом году является преждевременным, поскольку отсутствуют достоверные данные об улучшении спроса, отмечает представитель Diapason Commodities Management Шон Корриган.
Доля натурального каучука в общем объеме производства составляет 30%. Ведущие мировые производители натурального каучука — страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Китай). Благодаря уникальным свойствам натурального каучука, он незаменим при производстве крупногабаритных шин, способных выдерживать нагрузки до 75 тонн. Лучшие фирмы-производители изготавливают покрышки для легковых автомобилей из смеси натурального и синтетического каучука. Поэтому более 60% натурального каучука используют для изготовления автомобильных шин, тогда как в сыром виде применяют не более 1% добываемого натурального каучука.
Россия сохраняет позиции экспортера мирового значения и на внутреннем рынке потребляется примерно половина выпускаемой в стране продукции. Так, предприятие «Тольяттикаучук» выпускает синтетический каучук, три марки которого (СКМС-30 АРКМ-15, СКИ-3 и БК-1675Н) были в среду отобраны для изготовления на их основе государственного стандартного образца*, и экспортирует его в Китай, Индию, Бельгию, Нидерланды, США, Великобританию, Венгрию.
Уточнение: ООО «Тольяттикаучук» не занимается реализацией продукции, данное предприятие входит в ОАО «СИБУР холдинг», и головная компания полностью контролирует процессы поставки сырья и реализации готовой продукции.
*Государственный стандартный образец изготавливается раз в два года с целью обеспечения единства измерений при контроле качества сырья и готовой продукции и соблюдении техники безопасности на предприятиях и организациях.
Основными потребителями синтетического каучука являются шинные заводы, а около 40% идет на широкий ассортимент резинотехнических изделий (более 50 тысяч наименований), среди которых наиболее заметное место занимают технические изделия из мягкой резины, подошвы для обуви, ленточные транспортеры, разнообразные трубы и шланги всех видов, электроизоляция, герметики, клеи, краски на латексной основе и т. д.
Значительную часть синтетического каучука получают из ацетилена. Более прогрессивной считается не столь энергоемкая технология производства из бутадиена, основой для которого является нефть. В частности, в этом направлении собирается развиваться один из шести крупнейших в мире производителей каучука — армянский «Наирит».
Химпроизводство стало одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей. Согласно данным Минпромторга России, в январе-марте 2009 года индекс химического производства составил 77,6% (к январю-марту 2008 года), резиновых и пластмассовых изделий — 82,7%.
Только в январе 2009 года доля убыточно работающих в общем количестве крупных и средних предприятий в химическом производстве увеличилась с 33,7% в январе 2008 года до 46,8%, а в производстве резиновых и пластмассовых изделий с 31,1 до 50,4%. По состоянию на 1 февраля этого года на крупных и средних предприятиях химического комплекса кредиторская задолженность составила 262,3 млрд рублей, в том числе просроченная кредиторская задолженность — 29,5 млрд рублей. Дебиторская задолженность равнялась 336,5 млрд рублей, в том числе просроченная дебиторская задолженность — 31,2 млрд рублей.
В январе-марте 2009 года экспорт химических товаров снижался более высокими темпами, чем импорт. Объем экспортных поставок составил 2,8 млрд долларов и сократился на 45,5% к январю-марту 2008 года. Импорт составил 2,3 млрд. долларов, сократившись на 40,7%.
В этот же период времени доля ряда ведущих экспортных позиций существенно возросла: пластмасс и синтетических смол — до 4,8% от стоимости вывоза химических товаров, автомобильных шин — до 2,9%. В то же время доля некоторых других товаров снизилась: синтетического каучука — до 6,8%, изделий из пластмасс — до 2,5%.
В I квартале 2009 года доля изделий из пластмасс в импорте химических товаров снизилась до 25,8%, лакокрасочных материалов — до 3,9%, доля автомобильных шин сохранилась на уровне 8,4%, химических волокон и нитей — на уровне 2,5%, доля пластмасс и синтетических смол выросла до 12,9%, химических средств защиты растений — до 4,9%, резиновых и резинотехнических изделий — до 3,8 %.
Из крупных инвестиционных проектов, реализованных в первом квартале 2009 года следует отметить открывшееся в феврале производство шин для легковых автомобилей в «Омскшине» (входит в «Сибур-Холдинг») мощностью 1,3 млн штук. Также в феврале 2009 года введено производство полиэтилена мощностью 230 тысяч тонн на «Нижнекамскнефтехиме».
Как сообщили BFM.ru в пресс-службе «Тольяттикаучука», плановые показатели первого квартала текущего года по выпуску каучуков были выполнены на 102%, но можно отметить, что общий объем выпускаемой продукции в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 25–40% (в зависимости от марки каучука). Снижение объема связано с общемировым падением спроса на продукцию нефтехимической промышленности. Впрочем, как и на продукцию практически всех других отраслей.
«Цена на синтетический каучук на мировом рынке в настоящее время ниже в 2–2,5 раза уровня цен начала прошлого года. Тем не менее, в настоящее время на предприятии работают все основные производства, но как отмечалось выше, с пониженными нагрузками. Самая ближайшая задача — выйти на безубыточный уровень работы. Несмотря на объективные финансовые трудности, корпоративный центр продолжает инвестировать средства в проекты по повышению мощностей производства, снижению издержек. Это позволяет говорить, в конечном счете, об оптимистичном взгляде на перспективы развития предприятия», — заявил представитель пресс-службы.
В пресс-службе также заверили, что качество каучука, производимого «Тольяттикаучуком», полностью соответствует требованиям крупнейших мировых потребителей. Поэтому не случайно один из лидеров мировой шинной промышленности — компания Pirelli — сейчас рассматривает возможность строительства своего завода в Тольятти.

bfm.ru