Глава «Сибура»: Запсиб - на экспорт, Амурскому ГКХ - быть, пластик - перерабатывать вторично
Глава «Сибура» Дмитрий Конов дал большое интервью РБК, где рассказал про участие компании в «списке Белоусова», перспективах IPO, отношениях к делу Калви и московским протестам, а также о том, что мешает построить крупнейшей в мире нефтехимический завод. ПластЭксперт приводит избранные ответы на вопросы, горячо интересующие переработчиков пластмасс.
О том, куда пройдут полимеры с «Запсибнефтехима»
— Весной вы достроили нефтехимический комплекс «Запсибнефтехим» в Тобольске. Когда собираетесь запустить завод, в который инвестировали почти $9 млрд, на полную мощность?
— Сложно ответить, поскольку производств такой мощности в России еще не запускалось и везде в мире выход на проектную мощность таких комплексов занимает длительное время. В презентациях мы указываем 6–12 месяцев от завершения пусконаладки как ориентир... Изначально в этом проекте с учетом размера капитальных затрат был заложен срок окупаемости больше десяти лет. Но многое будет зависеть от макроэкономики, геополитики, одновременного ввода мощностей и спроса.
— «Запсиб» будет в первую очередь ориентирован на Россию?
— Нет. Я говорю, что в первую очередь мы заинтересованы продавать продукцию «Запсиба» в России, в том числе потому, что домашний рынок наиболее маржинальный с учетом логистики. Но по объемам он явно не будет ориентирован на Россию, по крайней мере большей частью и в первое время: спроса российских компаний не хватит, чтобы забрать больше 50% его продукции.
— Куда будете продавать вторую половину?
— Одна из целей — рынок Европы. Вопрос в том, как быстро и при каких ценах мы будем в состоянии выбить другую компанию из портфеля клиента. Это можно сделать в какой-то степени за счет цены, лучшего сервиса и скорости доставки. С учетом логистики до внешних рынков углеводородное сырье, если его перерабатывать в России, даст ценовое преимущество нефтехимическим производствам. Если сравнить удельные затраты «Запсиба» на тонну продукции, то они ниже из-за размера завода — эффект масштаба — и того, что это только построенное производство по современным технологиям, существенно более эффективная мощность, чем среднестатистический завод в Европе.
О жизнеспособности проекта "Амурский ГХК"
— Вы договорились с «Газпромом» о поставках сырья для Амурского газохимического комплекса и представили проект Владимиру Путину. Проект в итоге будет реализован?
— Окончательное инвестиционное решение примем до конца года. Есть две конфигурации. Одна (производство 1,5 млн т полиэтилена ежегодно. — РБК) —только на этане [в качестве сырья], которая была изначально, другая — расширенная, на этане и СУГ (сжиженные углеводородные газы, производство 2,7 млн т полиэтилена и полипропилена в год. — РБК).
Мы практически уверены, что примем решение как минимум в этановой конфигурации, понимая, что правительство принципиально одобрило введение отрицательного акциза на этан. Расширенная конфигурация зависит от двух факторов. Это контракт по СУГ с «Газпромом», предварительную версию которого мы подписали, и второе — положительное решение [правительства] по отрицательному акцизу на СУГ. Поэтому с очень высокой вероятностью, практически безвариантно, мы примем решение по АГХК. В какой именно конфигурации — этановой или с добавлением СУГ — зависит в том числе от правительства.
О запрете одноразового пластика
— Министр природных ресурсов Дмитрия Кобылкин говорил, что надо отказываться от пластиковой посуды в течение пяти–десяти лет. Это угроза для «Сибура»?
— Мода на отказ и государственные ограничения коснулись только тех немногих категорий, для которых сегодня практически невозможно эффективно организовать раздельное накопление и переработку.
Если говорить в целом про рост химической индустрии и в мире, и в России, то он опережает темпы роста ВВП. Это экологически и экономически обоснованный ответ на демографический взрыв и растущие потребности людей.
При производстве полимеров затраты энергии и выбросы СО2 кратно меньше, чем в производстве большинства других материалов. Заменить пластиковую на бумажную посуду во многих случаях просто не получится по техническим характеристикам. Там, где это возможно, нужно считать комплексный экологический эффект с учетом сокращения лесов, потребления энергии и воды, выбросов CO2. Нельзя не видеть проблему там, где она есть, но простых решений не существует.
Основная задача заключается в донастройке системы утилизации. Когда пластик собирается отдельно, он отправляется на переработку и может быть снова использован в производстве новых вещей. Думаю, что производство и потребление пластика будет расти, при этом будет меняться его структура — например, ожидается постепенный переход от одноразовых вещей к многоразовым, улучшатся перерабатываемость и разлагаемость.
Комментарии