Экспортеры нефти могут скоро стать импортерами
Экономики многих стран, которые являются крупными экспортерами нефти, растут так быстро, что их потребность в энергии ограничивает объемы экспорта. Это усиливает напряженность на глобальном нефтяном рынке.
Эксперты утверждают, что быстрый экономический рост, если он продолжится, означает, что в течение ближайшего десятилетия важнейшие поставщики нефти превратятся в импортеров, которым нужна энергия для новых автомобилей, домов и компаний, купленных или созданных за счет нефтяного богатства.
Такое превращение уже произошло с Индонезией. По некоторым прогнозам, в ближайшие пять лет это произойдет с Мексикой, а чуть позже - с Ираном, четвертым по величине мировым экспортером. В некоторых случаях правительства этих стран сильно субсидируют бензин для своих граждан, что, по мнению промышленных экспертов, поощряет привычку к расточительным тратам горючего.
"Очень серьезную угрозу представляет то, что многие экспортеры, на которых мы надеемся сегодня в глобальных нефтяных поставках, через 5-10 лет уже не будут чистыми экспортерами", - заявила газете New York Times нефтяной аналитик Университета Райса, (Хьюстон, Техас) Эмми Майерс Яффе (Amy Myers Jaffe).
По данным американского инвестиционного банка CIBC World Markets, растущий внутренний спрос может за ближайшие два года свести на нет 40% увеличения добычи Саудовской Аравией, а более половины прогнозируемого спада иранского экспорта будет результатом внутреннего потребления.
В докладе CIBC говорится, что "стремительно растущее потребление нефти на внутренних рынках" России, Мексики и стан, входящих в ОПЕК, к концу десятилетия уменьшит экспорт на 2,5 млн. баррелей в день. Это около 3% глобального нефтяного спроса. Может показаться, что это не так много, но спрос на нефть настолько негибок, и в мире так мало резервных мощностей, что даже небольшие нехватки вполне могут привести к росту цен. В 2002 году, когда забастовка в Венесуэле уменьшила глобальную добычу на 3%, цены на нефть за несколько недель выросли на 26%.
Рост спроса среди экспортеров нефти представляет собой один из аспектов более масштабного явления - стремительного экономического роста в ряде стран развивающегося мира. По прогнозам, в ближайшие 20 лет рост глобального спроса в значительной мере будет приходиться на долю Китая и Индии. Однако Фатих Бироль (Fatih Birol), главный экономист Международного энергетического агентства, назвал рост потребления среди экспортеров нефти второй по значимости угрозой глобальной потребности в нефти. "Это серьезная проблема, и она постоянно нарастает", - говорит Бироль.
Внутренний спрос на нефть в пяти крупнейших экспортерах - Саудовской Аравии, России, Норвегии, Иране и Объединенных арабских эмиратах - в 2006 году вырос на 5,9% по сравнению с 2005 годом. Экспорт за тот же период уменьшился на 3%. При этом, по данным американского правительства, спрос в США, которые являются крупнейшим импортером, практически оставался неизменным.
По прогнозу CIBC, за десятилетие внутренний спрос во многих нефтяных странах, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и Ливию, вырастет в два раза.
В число факторов, способствующих этой тенденции, входит рост промышленного развития, повышение бюджетных расходов и увеличение личного потребления. По данным Всемирного банка, темпы экономического роста на Ближнем Востоке и в Северной Африке по сравнению с 1990-ми годами увеличились вдвое, а в России больше чем вдвое.
Нефтедоллары дают экспортерам возможность инвестировать в собственное экономическое развитие, а глобальный рост создает рынки для их товаров, в том числе, пластмасс, химикатов и горючего, полученных в результате переработки нефти.
Конечно, многим нефтяным странам далеко до западного уровня жизни. На глобальном рынке нефти пока еще доминирую традиционные потребители, прежде всего США, потребляющие четверть мировой нефти. Однако некоторые добывающие страны, как это не удивительно, обогнали США по потреблению нефти на душу населения. Речь идет о Бахрейне, Кувейте, Катаре, и ОАЭ.
В добывающих странах с большим населением - Индонезии, России и Мексике - важным фактором роста потребления является быстрое увеличение количества личных автомобилей.
"Во многих добывающих странах молодежь вступает в возраст водителей и готова покупать автомобили, так как цены на горючее низки, - констатирует нефтяной аналитик Международного валютного фонда Чарльз Макферсон (Charles McPherson). - Конечно, это оттягивает продукт с мировых рынков".
В ряде стран-экспортеров правительства контролируют цены и субсидируют энергию для своих граждан, что добавляет им политической популярности, но ведет к расточительному потреблению энергии.
Например, жители Кувейта, по данным Всемирного банка, зачастую оставляют включенными кондиционеры, уезжая в отпуск. Электроэнергия для кондиционеров производится с использованием газа или топливного мазута. Спортсмены ОАЭ катаются на лыжах в закрытых помещениях на искусственном снегу и играют в гольф на траве, которую надо непрерывно поливать опресненной водой, производимой с использованием топлива, получаемого из нефти.
В Саудовской Аравии, Иране, Ираке и Венесуэле сильно субсидирован бензин, и спрос на него, по прогнозам, вырастет за нынешний год на 10%. Продажи автомобилей за четыре года выросли втрое.
В Мексике уменьшение добычи на стареющем месторождении Кантарелл (Cantarell) представляет собой лишь часть проблемы. Не менее важно растущее число автомобилей на дорогах страны. За последнее десятилетие оно почти удвоилось и достигло примерно 16 млн, а потребление бензина увеличивается на 5% в год.
Впрочем, хотя эта тенденция становится все более значимой, она не означает неизбежный дефицит нефти в будущем. По мнению экспертов, куда вероятнее значительные изменения на рынке: уменьшение количества экспортеров и увеличение значимости таких источников как канадские нефтяные пески, особенно для США. Скорее всего, усилится давление с требованием открыть районы, в настоящее время закрытые для добычи нефти.
Укрепление политической стабильности и увеличение мощностей в ряде нефтяных стран, прежде всего - Ираке, Иране и Венесуэле, могут компенсировать рост спроса в других странах-экспортерах.
"Через 10 лет глобальные добывающие мощности могут быть на 20% выше, чем сегодня, - считает Дэниел Йергин (Daniel Yergin), президент Кембриджской ассоциации энергетических исследований (Cambridge Energy Research Associates). - Но многое будет зависеть от того, как сложится геополитика".