Борьба солнечногорцев с производством ПЭТ обостряется

Борьба солнечногорцев с производством ПЭТ обостряетсяУже несколько лет идет неравная борьба жителей с гигантским химзаводом. Главный аргумент солнечногорцев — при строительстве опасного производства не соблюдены границы санитарно-защитной зоны. Предприятие находится рядом с жемчужиной Подмосковья — озером Сенеж, а до ближайшего жилого поселения значительно меньше положенных тысячи метров (такой норматив для производств полиэтилентерефталата установлен СанПиНом от 30 марта 2003 года). Неподалеку строится еще один жилой район, и почти вплотную к заводу примыкает деревня с говорящим названием Кресты.
А завод изрыгает в атмосферу 22 наименования вредных веществ, включая серную кислоту, ацетон, фенол, ацетальдегид и пр. Например, ацетат сурьмы — ядовитое и канцерогенное вещество, поражающее слизистые оболочки, особенно вредно влияет на глаза. Ацетальдегид вызывает пневмонию и отек легких. В списке есть и не менее ядовитые бензапирен (канцероген 1-го класса опасности), бифенил (канцероген прямого действия), сурьма и хлористый водород (оказывает разъедающее действие на глаза, кожу и дыхательные пути. Вдыхание газа высокой концентрации приводит к синдрому дисфункции дыхательных путей. Эффекты могут быть отсроченными).
По документам, общий выброс вредных веществ составляет 2,6 грамма в секунду (или более 82 тонн в год). Контроль за выбросами по закону ведет сам завод. “Отстоять свое право на чистый воздух мы не можем: нужны результаты проб воздуха. Но на деле признаются результаты испытаний лишь Роспотребнадзора”, — пишут жители в обращении на блоге президента. Тем временем Роспотребнадзор Московской области строительство завода в границах санитарно-защитной зоны когда-то согласовал. В порядке исключения главный санитарный врач области… уменьшил санитарно-защитную зону до 100 метров в одну строну и до 200 — в другую. Хотя СанПиН такой самодеятельности не предусматривает. А не так давно по тому же юридическому и фактическому адресу появился еще один завод — по переработке пластмасс, что только усугубляет ситуацию.
“Директору завода, по нашей информации, областная прокуратура вынесла предписание установить фильтры. Возможно, они и установлены. Но моя кожаная черная сумка позеленела, — рассказывает еще одна жительница Рекинцо, Елена. — И дышать трудно, особенно когда туман или осадки. Химические запахи усиливаются по праздникам и выходным. У нас молодые мужчины стали умирать от сердечно-сосудистой недостаточности, возросло число онкобольных”.
Жители утверждают, что с момента открытия завода в их городе начался рост сердечно-сосудистых, аллергических, кожных, глазных и раковых заболеваний. “Моя знакомая, отработав в одном цехе завода год, получила химический ожог слизистой пищевода”, — рассказывает Наталья. Однако пока крика людей, когда-то живших в одном из самых экологически чистых районов Подмосковья, никто не слышит. Они обращались и к депутатам, и в администрацию города, и в прокуратуру… В лучшем случае в ответ им приходят отписки. А после обращения на прямую линию Путину еще в 2006 году пришел ответ… из Роспотребнадзора Московской области. Того самого, что когда-то урезал санитарно-защитную зону. К этой ситуации не проявляют интереса ни экологические организации, ни политические партии. А провести экспертизу выбросов за свой счет граждане не могут — анализы стоят слишком дорого.
— У нас проблема не такая грандиозная, как Химкинский лес, и власти нас совершенно не слышат, — сетуют жители. — Однако мы не хотим, чтобы наши дети дышали ядовитыми испарениями.

mk.ru