Список тематических статей

Выбор оптимального полимерного оборудования

Данные материалы предназначены для лиц, принимающих решение о выборе оборудования: для руководящего состава, финансовых директоров, главных специалистов предприятия

Нашему предприятию приходится постоянно решать задачи оптимизации полимерного оборудования. В ходе регулярных технических советов специалисты принимают решения о том, какое оборудование и какие технические решения рынок оценит и примет, а какие нет. Мы хотим поделиться тем скромным опытом решения задач выбора оптимального состава оборудования, которым мы располагаем.

Представим себе следующую типичную ситуацию. Предприниматель- производственник тем или иным способом выбрал рыночную нишу, в которой он собирается работать. Следующая масштабная проблема для него – выбор оборудования. Ошибка в выборе может обойтись не просто дорого, но, в условиях растущей конкуренции, просто привести к разорению.

В качестве примера рассмотрим задачу выбора оборудования для производства упаковки. Это может быть оборудование для производства упаковочной пленки. Рынок упаковки, если судить по цене и некоторым другим признакам, далек от насыщения. В условиях ненасыщенного рынка равновесие между специализацией и универсализацией производства смещается в сторону универсализации. Иными словами, предприниматели стремятся увеличить количество переделов продукции – производить не просто пленку, но наносить на пленку рисунок и делать из окрашенной пленки пакеты. Давайте рассмотрим в качестве примера проблему выбора оборудования для производства пакетов.

Выбирать всегда есть из чего. Назовем страны, достойные внимания покупателей полимерного оборудования. Мы, очень примерно, расположили их в порядке убывания соотношения цены и качества. США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Тайвань, Польша, Южная Корея, Китай, Индия, Бразилия, Украина, Россия, Турция. Оценка сугубо условная, в каждой стране есть неплохие фирмы-лидеры, есть и предприятия - откровенные халтурщики.

Вы, к примеру, знаете, что для решения поставленной задачи вам нужно установить производственную линию, состоящую из экструдера по выдуву рукавной пленки, машину по нанесению рисунка и пакетосварочный автомат.

Вы собираете проспекты фирм – поставщиков и создаете таблицу вариантов, напоминающую по внешнему виду турнирную таблицу. В заголовках строк запишем марки экструдеров, графы озаглавим марками покрасочных машин. Такие таблицы называют морфологическими или комбинаторными. Отличие вашей таблицы от турнирной заключается в том, что постольку, поскольку видов оборудования три, ваша таблица должна быть трехмерной. Трехмерное дискретное пространство представить наглядно затруднительно. Можно упростить задачу подбора вариантов, разбив ее на два этапа. Первоначально определяем возможные сочетания экструдеров и покрасочных машин. Полученные варианты именуем и вносим в комбинаторную таблицу совместно со сварочными машинами. Если, скажем, мы имеем три варианта каждого типа машин на входе, то на выходе получим 3х3х3=27 вариантов. Для 4 типов имеем 64 варианта. Выше было перечислено 15 сран-поставщиков оборудования. Даже если исходить из предположения, что в каждой стране имеется одна модель каждого вида оборудования, необходимо оценить более 3000 вариантов сочетаний оборудования. Понятно, что процесс выбора необходимо рационализовать.

Как подходят к решению задачи выбора практичные предприниматели? Пути известны.

Во-первых нужно собирать необходимую для принятия решения информацию, проанализировать и обобщить факты. Сбор информации требует времени, которого в условиях быстро меняющегося рынка нет. Для того, чтобы стать специалистом, нужны годы. Поэтому сбор информации обычно ограничивается уровнем, необходимым для грамотного общения с экспертами.

Экспертов найти обычно не составляет труда. Однако хороший эксперт – лицо, как правило, заинтересованное. Поэтому чем больше экспертных советов вы выслушиваете, тем труднее вам принять решение. Очень хорошо, если у вас есть возможность все подробно обсудить с умным и благожелательным партнером. Вы взвешиваете все «за» и «против». На этой стадии неплохо опереться не только на повседневный здравый смысл, но и на могущественные методы оптимального выбора, выработанные человечеством за последние десятилетия.

С задачами оптимального выбора мы с вами сталкиваемся повседневно. Огромный класс задач, начиная от покупки продуктов в магазине до распределения госбюджета, относится к задачам оптимального выбора. Оптимизацией занимается конструктор оружия при решении задачи повышения точности оружия, руководитель авиакомпании при выборе состава парка самолетов, автомобилист, принимающий решение о покупке новой машины, даже заключенный №1, обдумывающий, соглашаться ли ему на амнистию.. Задачи оптимизации привлекали пристальное внимание ученых на протяжении всего 20 века.

Весомый вклад в решение задач оптимизации решений внесли математики, в том числе и русские. Назову одно известное имя – Понтрягин.

В ходе решения задач оптимального выбора появились целые новые области математической науки, такие как линейное и математическое программирование и теория матриц, теория игр, теория графов и дискретная математика, Булева алгебра или алгеброй логики. Даже если не ставить себе задачу вдаваться в подробности теорий, можно позаимствовать много полезного из практики решения задач выбора.

 

Критерий оптимальности выбора оборудования

Что такое критерии выбора? Опытный и знающий практик скажет, что оборудование должно быть надежным и производительным. Оборудование должно выпускать качественную продукцию, давать минимум брака и отходов. Важно также, чтобы оборудование не было слишком сложным и капризным в обслуживании и работе. Еще оно должно быть дешевым, быстро окупаться, не занимать больших и специально оборудованных площадей, не требовать специальных условий перевозки и монтажа. Хорошо бы еще добавить удобство и безопасность работы, а также еще десяток-другой показателей, технических характеристик и условий.

Можно ли сделать выбор, удовлетворяющий всем условиям? Предостережем вас от бесплодных попыток свести разнородные и противоречивые факторы к одному комплексному критерию. Надо выбрать один, самый главный, критерий. Часть менее важных критериев сводятся, в конечном итоге, к главному критерию. Остальные критерии можно учесть в виде ограничений.

Для предпринимателя главными были и будут экономические показатели. Доход, прибыль, рентабельность вложений, срок окупаемости. Все эти показатели тесно связаны между собой. Самый подходящий для наших задач критерий выбора оборудования – прибыль. Доход не дает полной информации о результате хозяйственной деятельности, а рентабельность и срок окупаемости предполагают заведомое знание величины вложенного капитала и банковского процента, что не всегда известно при постановке задачи.

Итак, прибыль – наш главный критерий выбора. Нам нужно получить максимум прибыли. Мы будем стремиться оптимизировать или, говоря иначе, выбрать такой состав оборудования, чтобы получить максимальную прибыль.

Мы выбрали очень удачный критерий. Действительно, к прибыли можно свести массу ранее перечисленных факторов. Очевидно, к примеру, что чем надежнее оборудование и чем меньше оно ломается, тем оно прибыльнее. Чем выше качество получаемой продукции, тем дороже ее можно продать. Чем проще оборудование в доставке и монтаже, тем меньше денег придется вложить на этапе создания мощностей.

Расчеты величины критерия могут быть достаточно просты. Зная, к примеру, коэффициент исправности или процент выхода готовой продукции, любой экономист или бухгалтер выразит их влияние на прибыль конкретными и сравнимыми величинами. Ближе к концу будут приведены образцы подобных расчетов. Конечно, оценить численно все параметры оборудования затруднительно, но любая приближенная оценка все же лучше, чем отсутствие таковой.

Что делать с теми критериями, которые невозможно или сложно оценить в виде прибыли? Взять, к примеру, безопасность оборудования. Понятно, что привязать уровень безопасности к прибыли затруднительно. Дело даже не в том, насколько безопасно оборудование, а в том, какие юридические последствия наступают для предпринимателя в результате эксплуатации оборудования. В этом смысле оборудование либо безопасно, либо небезопасно. Определяют безопасность оборудования соответствующие органы, выдающие сертификаты безопасности: санитарные, гигиенические и т.п. Приобретая несертифицированное оборудование, вы увеличиваете область выбора и экономите деньги. Вместе с тем вы увеличиваете уровень предпринимательского риска.

Увеличивает риск также выбор оборудования малоизвестного производителя. При этом тем хуже, чем географически удаленнее от вас находится производитель. Вот вам и еще одно ограничение, устанавливать его или не устанавливать, выбирать вам.

Покупая восстановленное оборудование, вы можете столкнуться с ситуацией, когда производитель прекратил производство оборудования или даже собственно существование. В этом случае для принятия окончательного решения нужно проконсультироваться со специалистами о возможности эксплуатации оборудования, получения или изготовления запчастей. Иногда найти специалиста, способного дать надежный и обоснованный ответ найти оказывается сложно.

Примерно такие же сложности возникают при покупке бывшего в употреблении оборудования. Свободных специалистов-практиков найти очень сложно, поэтому трудно получить надежную экспертную оценку работоспособности, по остатку ресурса оборудования. К тому же разборка оборудования в присутствии ваших экспертов не всегда возможна, да и не всегда гарантирует от проявления скрытых дефектов в дальнейшем.

Еще одно обязательное условие, которую вы можете установить – ограничение на выбор американского оборудования. Дело в принципиально отличающихся  стандартах электропитания, шлицев, резьб, передач, размерных рядов (как вам понравится, к примеру, указание в инструкции по эксплуатации о необходимости применения ключа 29/32 дюйма?). Приобретать американское, даже адаптированное оборудование, имеет смысл в том случае, если вы имеете в своем распоряжении научно-промышленную базу для решения возникающих эксплуатационных проблем, а также имеете возможность быстрой и надежной поставки запасных частей.

Ограничением может быть лимит располагаемого капитала. Здесь уместно упомянуть о входном барьере или пороге для начала прибыльной работы. По нашим расчетам, для того, чтобы начать безубыточный бизнес по производству упаковочной пленки требуется сумма не менее 30-40 тысяч долларов США. Понятно, что чем больше денег вкладывается, тем быстрее на неограниченном рынке окупаются вложения. Не даром говорят, что труднее всего заработать первый миллион. Из приведенного примера видно, что ограничения по размеру капитала имеют не только верхнюю, но и нижнюю границу, определяемую безубыточностью производства.

Важнейший фактор, который вы должны учесть при выборе оборудования – наличие качественного и быстрого сервисного обслуживания. Многие специалисты ставят этот фактор на первое место. Неприемлемы такие ситуации, когда в результате длительного простоя в результате поломки, или из-за нерешенных технологических проблем, или в ожидании доставки запасных частей.

Анализ согласованности производительности экструдера, печатной и сварочных машин поможет исключить из рассмотрения значительное количество вариантов.

 

Плюсы и минусы стран-производителей

Процесс выбора рационального решения с применением сравнительных оценок численных критериев вариантов, ограниченных полем приемлемых решений, как правило, не гарантирует нахождения абсолютно лучшего решения, однако организует процедуру выбора и позволяет принимать достаточно обоснованные и разумные выводы.


Возврат к списку

Наши публикации в соцсетях: