Выйти из кризиса сильными
До мирового финансового кризиса российский рынок полистирола демонстрировал весьма динамичные темпы развития: с 2002 по 2008 гг. потребление данного полимера на внутреннем рынке увеличилось с 217 до 401 тыс. т. в год, производство – с 105 до 264 тыс.
Необходимо отметить, что в структуре внутреннего производства преобладает полистирол общего назначения и ударопрочный (83, 3%). На вспенивающийся полистирол и АБС-пластики приходится лишь 9, 5 % и 6, 6% соответственно – производство данных видов полистирола слабо развито на российском рынке, к тому же качество выпускаемой продукции в значительной степени уступает импортным аналогам. В первую очередь, это обусловлено устаревшими мощностями заводов, специализирующихся на выпуске данного вида полимера. Данная тенденция не относится к полистиролу общего назначения и ударопрочному, который соответствует международным технологическим стандартам. Мощности по производству данного вида полистирола наращиваются из года в год, а крупнейшие продуценты (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ООО «Пи Джи Проф», ООО «Омскполимер») оснащены современным высокотехнологичным оборудованием.
Если обратиться к видовой структуре внутреннего потребления полистирола, станет очевидно, что собственное производство отвечает потребностям рынка не в полной мере. Дефицит отдельных видов полистирола компенсировал импорт, составивший в 2008 г. 47, 5 % от внутреннего рынка (190, 9 тыс. т), из которых 57, 5 % пришлось на полистирол вспенивающийся. Учитывая тот факт, что потребление вспенивающегося полистирола в стране весьма значительно (как известно, он используется в строительстве и автомобильной промышленности), а собственное производство развито крайне слабо, Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с 14 февраля текущего года на 9 месяцев обнулила пошлину на данный вид полистирола, создав переработчикам весьма неплохие условия для функционирования во время кризиса. Несмотря на это, вопрос о развитии внутреннего производства вспенивающегося полистирола остаётся как никогда актуальным.
«Безусловно, сегодня рынок полистирола переживает не лучшее время. Во время кризиса «просело» строительство и автомобильная промышленность, соответственно значительно упал спрос на все виды полистирола, - комментирует глава компании «Креон» Фарес Кильзие (Fares Kilzie), - однако не стоит забывать, что это явление временное. Так почему нашим производителям не воспользоваться затишьем на рынке и не направить свои усилия на реализацию инвестиционных проектов по строительству новых и модернизацию устаревших производств вспенивающегося полистирола и АБС-пластиков? Это позволит выйти из кризиса сильными с конкурентоспособным на мировом рынке продуктом, с возможностью импортозамещения, и положительно отразится на развитии отрасли в целом».
creon-online.ru