ВШЭ смоделировала "полимерный коллапс" при дальнейших санкциях

В случае отсутствия «ясно выраженных действий» по импортозамещению в производстве пластиков или их «провала» могут быть затронуты отрасли, выпускающие продукцию, эквивалентную 14% российского ВВП за 2021 год. В денежном выражении это соответствует $251–257,2 млрд в год, или 18–18,4 трлн руб. Об этом сегодня пишет РБК со ссылкой на исследование об обеспеченности российского рынка полимерными (пластмассовыми) изделиями, проведенное коллективом сотрудников нижегородского филиала Высшей школы экономики (ВШЭ) и департамента прикладной экономики ВШЭ. Отсутствие выпуска этой продукции авторы доклада рассматривают как гипотетически возможные потери от прекращения внешней торговли пластиками с недружественными странами.

«Указанная оценка — это суммарный выпуск всех отраслей российской экономики, использующих в качестве ресурса пластики и изделия из них, которые могут быть не поставлены в Россию из-за западных санкций, — пояснила РБК профессор, ведущий сотрудник Института анализа предприятий и рынков факультета экономических наук ВШЭ Светлана Голованова. — Эта оценка предусматривает, что не будет поставок пластиков через третьи страны, аналогичной продукции из других стран или собственного выпуска на внутреннем рынке — никаких усилий, направленных на решение проблемы». Она оговорилась, что фактические потери оценить сложно, потому что уже происходит перестройка производственных и логистических связей. «Потери могут реализовываться в разных формах, не только в виде сокращения объема производимой продукции: повышение цен, ухудшение качества, изменение логистики с соответствующими расходами», — добавила Голованова.

Прямые потери от прекращения поставок пластиков исследователи оценивают в значительно меньшие суммы. В натуральном выражении около половины российского импорта и трети российского экспорта пластиков в 2021 году приходилось на страны, которые ввели санкции против России. В гипотетическом случае полного прекращения внешней торговли пластиками с этими странами общий объем изделий из пластиков, который необходимо будет заместить либо за счет внутреннего производства, либо за счет поставок из других стран по состоянию на 2021 год оценивается в 1466,3 т ($5,3 млрд), рассчитали эксперты ВШЭ. Сокращение же экспорта российских пластиковых изделий в этом случае оценивается в 830,2 т ($1,4 млрд), говорится в докладе.

По итогам 2021 года 75% потребностей российского рынка в пластиковой продукции были обеспечены за счет собственного производства, а 25% от общего объема выпуска пластиков направлялось на экспорт. Но агрегированные данные «маскируют» тот факт, что пластики даже одного типа являются высоко дифференцированным товаром: их повсеместное использование во многом происходит благодаря добавлению различных присадок, указывают авторы доклада. Ключевое значение в этом случае приобретает разработка рецептур для пластиков под задачи производства каждого конкретного типа продукции, подчеркивают они.

До сих пор значительная часть этих присадок импортировалась из Европы. Но за первые десять месяцев 2022 года поставки пластиков из ЕС в Россию сократились по всем позициям на 19–77% в зависимости от их типа. Импорт сокращался также из других стран, что, возможно, свидетельствует о проблемах с логистикой, отмечают авторы исследования. «В условиях санкционного давления на Россию в 2022 году нарушились многие международные производственные и логистические цепочки. В зоне риска оказались и международные поставки пластиков и изделий из них, используемых как для конечного потребления, так и в качестве ресурсов или комплектующих в производстве иных типов продукции, — говорится в докладе. — Сокращение импортных поставок пластиков и изделий из них негативно сказывается на производстве отраслей-потребителей этой продукции».

Эксперты ВШЭ также отмечают «существенный рост» импортных поставок части компонентов, прежде всего из Турции и Китая.