СИБУР собрался покарать головной офис строителя Gemont в Стамбуле

Новый поворот наметился в банкротной драме турецкой строительной компании Gemont в России, пишет сегодня в своем материале "БизнесOnline". ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в СИБУР) заявило о намерении обратиться в Арбитражный суд Татарстана с требованием признать фирму, зарегистрированную в Стамбуле, банкротом. Соответствующее уведомление появилось накануне в едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

В сообщении уточняется, что основанием возникновения задолженности стало решение АС РТ от 10 марта 2023 года. Тогда суд частично удовлетворил иск НКНХ к туркам. Ответчика обязали выплатить $3,7 млн, апелляционный суд поддержал решение. Но шансов получить эти деньги НКНХ, видимо, не усмотрел и решил подать на банкротство. «К настоящему моменту подрядная организация не выполнила ни одного из решений суда по возмещению убытков „Нижнекамскнефтехима“, понесенных в связи с действиями подрядчика. Вместе с тем руководство и представители Gemont игнорируют инициативы по внесудебной коммуникации в рамках урегулирования ущерба», — сообщили изданию в пресс-службе предприятия.

Из-за чего возник спор? Прошлым летом в Нижнекамске на площадке строительства мегаэтиленника ЭП-600 бастовали турецкие рабочие из-за задержки зарплат. Скандал в итоге урегулировал сам СИБУР, который в июле одолжил компании деньги, чтобы сотрудники могли спокойно вернуться на родину (договор с компанией на тот момент уже был расторгнут). Нижнекамское предприятие СИБУРа выплатило третьему лицу (в документе в этом качестве упоминается как ООО «Гемонт», так и его директор и владелец Садык Акман) 172 млн рублей, или $3 миллиона. При этом договор займа подписывался именно с головной компанией, но ответчик так и не вернул долг. 

Прошлым летом кинутые поставщики и субподрядчики «Гемонта» обратились к президенту РТ Рустаму Минниханову с призывом о помощи — подрядчик задолжал им в общей сумме более 2 млрд рублей, сами компании оказались на грани банкротства. В этом же письме было указано, что у «дочки» турков в России — ООО «Гемонт» — как будто бы нет имущества для погашения задолженности перед всеми кредиторами. Как рассказали изданию предприниматели, якобы у ООО «Гемонт» в собственности только офис в Нижнекамске, все остальное либо арендуется у турецкой головной компании, либо давно заложено в банках. Сейчас это подтверждают и другие собеседники газеты, знакомые с ситуацией. Правда, размер и состав оставленного турками богатства неизвестен.

Пока реестр требований в деле по банкротству российской «дочки» — ООО «Гемонт» — продолжает расти как снежный ком, список кредиторов занимает больше 30 страниц. Только НКНХ выкатил требований на 4,1 млрд рублей, Иркутский завод полимеров требует 5 млрд рублей (с ними тоже расторгли договор в прошлом году). Сейчас арбитражный управляющий «Гемонта» Артур Миллер оспаривает сделки должника более чем на 2 млрд рублей. Самая крупная претензия касается сделки по перечислению «Гемонтом» 1,4 млрд рублей в пользу московского ООО «Компания Промторг». Также арбитражник пытается оспорить перечисление 263,5 млн рублей на счет материнской компании должника — турецкой Gemont.

СИБУРу будет нелегко добиться в суде решения в свою пользу, приходят к выводу опрошенные нами эксперты, т. к. Gemont зарегистрирована в другой стране. В мире широко развито трансграничное банкротство, но в России такие кейсы действительно только начинают появляться. Пока судебная практика в РФ содержит только отрицательные кейсы, обычно суды прекращают такие производства, рассказала нам старший юрист фирмы «Шаймарданов и Сабитов» Марьям Шамгунова. «Суды обосновывают это процессуальным моментом — заявление о признании должника несостоятельным должно подаваться по месту его нахождения (месту регистрации), а представительство компании не является самостоятельным юридическим лицом, и к нему не могут быть применены нормы закона о банкротстве», — пояснила она.