Российские автозаводы приостанавливают производство

Российские автозаводы приостанавливают производствоОдин за другим местные автозаводы, как «старожилы», так и новые, объявили, что приостанавливают производство, и дело не ограничится рождественскими каникулами. О временной остановке уже заявили ГАЗ, ВАЗ, GM-АвтоВАЗ, КамАЗ, Volkswagen, Renault. Вероятнее всего, за ними последуют General Motors и Ford. Только-только начавший развиваться сектор экономики без государственной поддержки не получит ни шанса на выживание.
 
Новая российская автоиндустрия едва начала набирать обороты. За десять месяцев 2008 года производство легковых автомобилей в России увеличилось на 19,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составило 1,3 млн единиц. Разразившийся кризис свел усилия по возрождению автопрома на нет. Причины остановки автозаводов кроются не только в снижении спроса на продукцию, но и в проблемах с банками. Заводы оказались в долгах, поставщики прекращают поставку автопроизводителям металла, стекла, резины и прочего сырья. Больше всего от кризиса пострадал сегмент коммерческих автомобилей, продажи которых осуществляются преимущественно через кредитные и лизинговые схемы.

Нехватка оборотных средств и проблемы со сбытом заставили сразу нескольких автопроизводителей сделать перерыв в производстве. Калужский завод Volkswagen Rus остановит конвейер с 22 декабря по 12 января. Правда, на предприятии уверяют, что досрочная остановка производства с кризисом никак не связана – просто к этому сроку уже будут выпущены запланированные на 2008 год 60 тысяч автомобилей.

Московский «Автофрамос» увеличит своим рабочим рождественские каникулы сроком до месяца: впридачу к новогодним праздникам конвейер не будет работать с 12 по 31 декабря 2008 г. Как пояснили на заводе, остановка конвейера на 14 рабочих дней связана со снижением спроса на продукцию предприятия – автомобили Renault Logan.

КамАЗ, традиционно устойчивый к различным катаклизмам, еще в начале октября перешел на сокращенную четырехдневную рабочую неделю – но это не помогло ему справиться с затовариванием складов. С 24 ноября рабочие находятся в вынужденном отпуске. В компании сказали, что готовы вернуться к прежним объемам производства, но дальнейшая ситуация будет зависеть от состояния мировой экономики.

ГАЗ еще в октябре дважды останавливал конвейеры по производству грузовых автомобилей Газель», «Соболь», «Валдай» и «Баргузин», рабочие были отправлены в отпуск. В ходе десятидневного простоя завод недовыпустил 200 автомобилей. Сейчас же завод вводит трехдневную рабочую неделю, в месяц выпуская 600 машин вместо 1000. Когда производственные площадки заработают в полную мощность, на ГАЗе сообщить затруднились, отметив, что это будет зависеть от заказов со стороны дилеров. Здесь также намекнули, что возможна приостановка и других сборочных предприятий группы. В частности, может пострадать конвейер по сборке автомобиля Volga Siber, который, увы, пока слабо востребован на рынке. Уже сейчас план выпуска модели Volga Siber на этот год с первоначально заявленных 20 тыс. откорректирован до 3-4 тысяч машин.

Традиционно резко реагируют на колебания спроса и прочие катаклизмы тольяттинские предприятия «АвтоВАЗ» и «GM-AвтоВАЗ». На ВАЗе уже принято решение продлить новогодние каникулы на неделю. Вследствие вынужденных каникул завод снизит первоначально запланированный выпуск на этот год на 7-8 тысяч машин. Завод «GM-АвтоВАЗ» делал несколько остановок еще в ноябре, а в декабре «GM-АвтоВАЗ» остановит конвейер на неделю раньше рождественских каникул – с 15 числа.

Замораживаются планы по строительству автокомпонентных предприятий. Целиной рискует остаться Новгородская область, из которой собирались сделать очередной автомобильный кластер. Руководство региона подобрало 13 индустриальных площадок под размещение производств и вело переговоры с четырьмя мировыми производителями автомобильных комплектующих. Как признался первый вице-губернатор области Борис Воронцов, инвесторы стали более внимательно просчитывать свои бизнес-проекты с учетом возросших рисков. «Пока реализация этого проекта не начата», – сообщил он. Завод по производству автомобиля Chevrolet Lanos, который собирались строить здесь украинские компании «Богдан» и «УкрАвто», изначально был мифическим, а сегодня это проект считается окончательно замороженным.

Украинский авторынок сейчас трясет похлеще, чем российский. Продажи стремительно падают, автомобили продаются с огромными скидками и практически все автопредприятия на Украине будут остановлены уже в ближайшие недели. Так сказал вице-президент ассоциации «Укравтопром» Юхим Хазан. По его словам, с середины декабря 2008 г. начнется процесс остановки автомобильных заводов. «Практически все предприятия будут остановлены. Не будет работать ни КрАЗ, ни ЗАЗ. Следом за ними будут стоять агрегатные предприятия”, – сказал он.

Следует отметить, что в последнее время правительство прилагает существенные усилия для поддержки отечественного автопрома, что выражается в предоставлении доступа к госбюджету, государственных заказах на автотехнику, введении заградительных пошлин на подержанные иномарки. В настоящее время с подачи президента РФ Дмитрия Медведева готовится еще ряд проектов, призванных защитить автоиндустрию. Радует, что основные автопроизводители все-таки успели заложить автозаводы вовремя. Кризис рано или поздно исчерпает себя, а сейчас главное – удержаться на плаву, выбрав грамотную антикризисную стратегию.

По оценке аналитического агентства «Автостат», из-за грядущей во второй половине декабря остановки производства к концу года легковых иномарок будет собрано меньше на 40 тысяч автомобилей (600 тыс. машин вместо 640 тыс.). Аналитики констатируют, что по итогам года на долю местной сборки придется 46% российского рынка новых автомобилей, а доля импорта окажется чуть больше – 54%.

 

Autonews.Ru