• Главная
  • Новости
  • Обманувшие «Нижнекамскнефтехим» с "импортозамещающим" оборудованием из Ижевска пошли по статье

Обманувшие «Нижнекамскнефтехим» с "импортозамещающим" оборудованием из Ижевска пошли по статье

sud.jpgСледственный комитет России по РТ в конце минувшей недели отправил под суд топ-менеджеров одного из поставщиков оборудования республиканским нефтехимическим гигантам. По версии СКР и УБЭП, владельцы «Ижевскхиммаша» кинули «введенное в заблуждение» руководство «Нижнекамскнефтехима» на 34,7 млн рублей. За такую сумму в Нижнекамск поставили давно списанный испаритель. Среди других клиентов ижевского завода — «КЗСК-Силикон», «Башнефть» и ТАНЕКО.

Афера с поставками оборудования вскрылась в ПАО «Нижнекамскнефтехим». Как сообщило сегодня издание "Бизнес Онлайн" со ссылкой на пресс-служба СКР по РТ, еще в 2014 году НКНХ решил заказать испаритель на завод и, чтобы определить поставщика, организовал электронные торги. На конкурс заявилось два участника — крупное удмуртское предприятие ООО «Ижевскхиммаш» и некая аффилированная с ним фирма. Причем последняя, считает СКР, не имела ни собственного производства, ни сотрудников, а заявку от ее имени подали с завышенной стоимостью. В результате конкурс выиграл «Ижевскхиммаш», с которым и заключили контракт. Поставщик, согласно договору, должен был поставить на НКНХ новое оборудование, которое соответствовало бы техническим характеристикам (каким — не уточняется) — в противном случае, если бы в конструкции были недостатки, это могло бы обернуться тяжкими последствиями.

По версии следствия, условия контракта были нагло нарушены: на НКНХ в итоге поставили старый испаритель, который давно был списан на металлолом и снят с учета. Причем поставили они его под видом нового — переделали его на самом «Ижевскхиммаше», а для полноты картины еще и изготовили на него новые документы. «Введенное в заблуждение руководство „Нижнекамскнефтехима“ перечислило злоумышленникам более 34,7 миллиона рублей», — сообщили в СКР. Преступление было раскрыто сотрудниками нижнекамского районного отдела УЭБиПК МВД по РТ.

В уголовном деле три фигуранта — это гендиректор завода «Ижевскхиммаш», а также два его заместителя. Их имена следственный комитет не раскрывает. По нашим данным, речь идет об Александре Придворном, Сергее Медведеве и Рустеме Гайсине.

Их обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») и п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, совершенный группой лиц по предварительному сговору»). Фигуранты дела находятся на свободе, ограниченные лишь подпиской о невыезде. Никто из них свою причастность к преступлению не признал, уточнили в СКР. Обвинительное заключение по делу уже утверждено, и в скором времени фигуранты окажутся на скамье подсудимых — дело направлено в суд.

Как оказалось, договор, по которому, вероятно, и была произведена поставка оборудования (по мнению СКР, некачественного), уже становился предметом спора в Арбитражном суде. В мае прошлого года АС Удмуртии постановил взыскать с «Ижевскхиммаша» 35,4 млн рублей (из которых 34,7 млн — сумма контракта, которую оплатил НКНХ, плюс убытки за демонтаж оборудования) в пользу татарстанского предприятия.

Из материалов следует, что договор был заключен в июле 2014 года, цена — 34 млн 751 тыс. рублей, НКНХ сначала оплатил часть суммы — 10,4 млн рублей. В марте 2015-го испаритель был изготовлен и передан, после чего, уже в июне, НКНХ оплатил оставшуюся часть. Затем оборудование «законсервировали» на 9 месяцев, а в конце декабря того же года установили в одном из цехов завода. В феврале на нем провели гидравлическое испытание и обнаружили недостатки. «Ижевскхиммаш» привлек подрядчика, который неисправность устранил, и в мае после очередных испытаний было дано добро на его эксплуатацию. Однако уже в ходе работы оказалось, что есть и другие дефекты. Такая эпопея с выявлением и устранением неполадок продолжалась до 2017 года, когда на НКНХ решили вообще демонтировать испаритель и увезти его в Ижевск — чтобы его там осмотрели и отремонтировали. Но это, как оказалось, ничего не решило — очередные испытания (уже после трехмесячного ремонта) испаритель не прошел. Его снова увезли и теперь осмотрели уже представители обоих заводов: на «Ижевскхиммаше» заявили, что с ним все в порядке, тогда как у НКНХ по-прежнему были большие вопросы к состоянию оборудования. В результате удмуртский завод решил пойти на «уступку» и все же отремонтировать испаритель к маю 2018 года. В июле, не дождавшись результатов, НКНХ решил расторгнуть договор в одностороннем порядке. Стоимость испарителя и убытки, понесенные в ходе демонтажа оборудования, суд постановил взыскать с «Ижевскхиммаша» — 17-й арбитражный апелляционный суд это решение узаконил.