Mail.ru и Сакина Зейналова "разоблачили" полимер Tritan

kanikuly.jpgВ разделе "Здоровье" в подразделе "Наука и практика" на портале Mail.ru сегодня вышла статья Сакины Зейналовой (химик, популяризатор науки, инженер АО «НИИграфит») под громким названием "Бутылка убивает: вся правда о самом безопасном пластике". Подзаголовок у статьи, правда, менее хайповый "Тритан: революция в химической промышленности или очередной маркетинговый ход?".

Речь в материале идет о Тритане - сополимере компании Eastman, который уже несколько лет используют практически все ведущие изготовителе товаров для дома в Европе и Америке. До России новомодный и довольно дорогой полимер всерьез так и не добрался. Единственным относительно крупным производителем посуды (а вовсе не бутылок) из Тритана является подмосковная компания "Бытпласт". Да и она значительную часть продукции отправляет на экспорт, в ту же Европу.

Автор сожалеет, что исследований по тритану не так много, как хотелось бы, а выводы из них весьма неоднозначны и противоречивы. Зачастую результаты зависят от источника финансирования работы и наличия конфликта интересов у исследователей. Заключение, что нельзя рассматривать этот материал как безопасную альтернативу поликарбонату выглядит несколько странно, т.к. большинство производителей рассматривают Tritan как замену полистиролу и сополимерам, а вовсе не поликарбонату. В итоге статья под громким заголовком заканчивается следующими туманными выводами.

- Tritan нельзя в полной мере считать абсолютно безопасным пластиком.
- Данных по этому вопросу не так много, и они противоречивы. 
- Возможно, Tritan безопасен в использовании. Но чтобы убедиться в этом наверняка, нужно больше исследований.
- Если вы опасаетесь использовать Tritan, то обратите внимание на полипропилен (пластик с маркировкой «5», «PP») или полиэтилен высокой плотности (маркировка «2», «HDPE»). Они действительно безопасны при правильном использовании.

Комментарии

Kirilliq
26.08.2021
Уважаемая редакция, я с вами не во всем соглашусь. Трайтан все же по эксплуатационным свойствам ближе к ПК или, если исходить их химической пророды - к PETG, потому что удар держит очень неплохо. А вот полистирол он плохо может заменить, потому что цена больше раза в 3 (по состоянию до последних ценовых безумств). Известный производитель бытовых фильров-кувшинов для воды (это наверное второй, если не первый переработчик Трайтона наряду с Бытпластом) сообщал, что конечно прикольно, что фильтр из Трайтона при падении на пол отскакивает как мячик, но любое идельно-прозрачное решение, стойкое к растрескиванию, будет лучше при условии экономии, потому что фильтры - не мячики. В общем и целом - да, на Трайтон перешли с САНа и прозрачного АБСа некоторые производители всякой кухонной техники, но не сказать, чтобы массово, потому что нашлись и другие пути. Что до детских бутылок, то их традиционно стерилизуют кипячением (да, есть конечно стерилизаторы, но традиции живучи!), а от многократного кипячения мутнеет даже ПК. На счет Трайтона - не знаю. Бутылочки из ПП и так мутноватые, но хуже не становятся. Я как отец процесс ухода от ПК застал уже на излете, поэтому не знаю, к чему в итоге пришли, но последние бутылочки кажется были уже из ПП. Производитель материала, возможно, перегибает с таинственностью, потому что кому надо все равно узнают, а "секретная химия" для экологически озабоченной общественности и для государственных органов (таможни например) всегда выглядит подозрительно. Ну и ПЭ вместо Трайтана - это конечно чушь. А на счет безопасного пластика - тут вопрос веры. Либо все безопасно, что разрешено, либо все зависит от уровня тревожности/информированности. А все болезни - от нервов (с).
ПластСтер
26.08.2021
Стекло наше все. Взял чекушечку(0.25),за здоровье принял, а потом детям и внукам и правнукам хватит. И кипятить можно, и стерилизовать, и лепёшки и раскатывать, когда пельмешки стряпаешь... :-)
aquapolis
26.08.2021
Уважаемая редакция, я с вами не во всем соглашусь. Трайтан все же по эксплуатационным свойствам ближе к ПК или, если исходить их химической пророды - к PETG, потому что удар держит очень неплохо. А вот полистирол он плохо может заменить, потому что цена больше раза в 3 (по состоянию до последних ценовых безумств). Известный производитель бытовых фильров-кувшинов для воды (это наверное второй, если не первый переработчик Трайтона наряду с Бытпластом) сообщал, что конечно прикольно, что фильтр из Трайтона при падении на пол отскакивает как мячик, но любое идельно-прозрачное решение, стойкое к растрескиванию, будет лучше при условии экономии, потому что фильтры - не мячики. В общем и целом - да, на Трайтон перешли с САНа и прозрачного АБСа некоторые производители всякой кухонной техники, но не сказать, чтобы массово, потому что нашлись и другие пути. Что до детских бутылок, то их традиционно стерилизуют кипячением (да, есть конечно стерилизаторы, но традиции живучи!), а от многократного кипячения мутнеет даже ПК. На счет Трайтона - не знаю. Бутылочки из ПП и так мутноватые, но хуже не становятся. Я как отец процесс ухода от ПК застал уже на излете, поэтому не знаю, к чему в итоге пришли, но последние бутылочки кажется были уже из ПП. Производитель материала, возможно, перегибает с таинственностью, потому что кому надо все равно узнают, а "секретная химия" для экологически озабоченной общественности и для государственных органов (таможни например) всегда выглядит подозрительно. Ну и ПЭ вместо Трайтана - это конечно чушь. А на счет безопасного пластика - тут вопрос веры. Либо все безопасно, что разрешено, либо все зависит от уровня тревожности/информированности. А все болезни - от нервов (с). Можно поподробнее про другие пути ухода от САНа ? Интересны варианты замены. Заранее благодарен за ответ.
plastic
26.08.2021
Уважаемая редакция, я с вами не во всем соглашусь. Одно другому не мешает. У нас информация, конечно же, неполная. Но точно знаем, что именно производители посуды (многоразовой) и всяких ёмкостей перешли с ПС/сополимеров на Tritan. Нас несколько удивило, что популяризатор науки из «НИИграфит» внезапно высказалась на эту тему, да еще с таким хайповым заголовком. Справедливость должна быть восстановлена!
Артур69
26.08.2021
Я комментировать сильно не буду. Просто покажу. Я даже не знаю как давно пользуемся и живы . Как пример.
Kirilliq
26.08.2021
Можно поподробнее про другие пути ухода от САНа ? Интересны варианты замены. Заранее благодарен за ответ. От САН массово уходили по причине того, что в водной вытяжке не должен определяться акрилонитрил согласно европейским нормам, действующим с 2016 года кажется. Большинство объемов перешло банально на полистирол с высокой молекулярной массой (см. марки с ПТР меньше 3). НО у полистирола есть проблема с посудомоечными машинами, он там трескается. Там где посудомоечная машина и/или внешний вид критичны, а удар - нет, там применяют например СММА. Пример - контейнеры для воды в кофемашинах и часть моделей кувшин-фильтров в Европе и Америке. СММА немного красивее и немного дороже САН, но не красивее и не дороже ПММА. Переработка - как САН. Трайтан уже сильно дороже и прочнее. На него перешли те, у кого по тем или иным причинам не получилось с более дешевыми решениями. До меня доносилось, что не все европейские производители изделий, которые контактируют с пищей, отказались от САН и АБС. Некоторые просто выбрали такие условия тестирования, при которых акрилотирил мало мигрирует. Ну или моют свои лоханки перед тестрованием/продажей :)
Kirilliq
26.08.2021
Я комментировать сильно не буду. Просто покажу. Я даже не знаю как давно пользуемся и живы . Как пример. У меня дети первые пару лет жизни кормились из ПК-бутылочки. Да и у меня что чайник, что походная заварочная фляжка не без ПК. Впрочем, когда они покупались, ПК еще не был токсичным не пойманный не вор, не запрещенный (но проверенный) - нетоксичен.
Kirilliq
26.08.2021
Стекло наше все. Взял чекушечку(0.25),за здоровье принял, а потом детям и внукам и правнукам хватит. И кипятить можно, и стерилизовать, и лепёшки и раскатывать, когда пельмешки стряпаешь... )