Газпром намеревается получить контроль над Казаньоргсинтезом

Газпром намеревается получить контроль над КазаньоргсинтезомДоговоренность о вхождении газового монополиста в акционерный капитал «Казаньоргсинтеза»(КОС) может быть достигнута до конца первого полугодия этого года, заявил в конце прошлой недели премьер-министр Республики Татарстан (РТ) Рустам Минниханов. Пока неизвестно, какой именно процент акций КОСа республиканские власти готовы отдать «Газпрому» за право бесперебойно получать сырье от «дочки» газового гиганта — компании ООО «Оренбурггазпром». Очевидно, речь идет о 10—12% акций. Правда, по словам премьер-министра РТ, «Газпром» является крупным стратегическим партнером предприятия, поэтому в будущем возможно увеличение его доли в капитале КОСа до блокирующего пакета. В рамках переговоров также разрабатываются программы модернизации завода и поставок сырья на него, после реализации которых объем производства КОСа может быть увеличен минимум в два раза.
По мнению же большинства аналитиков, «Газпром», как и в случае с другим национальным нефтехимическим предприятием – «Салаватнефтеоргсинтезом», — не удовлетворится блокирующим пакетом, а будет стремиться получить полный контроль над «Казаньоргсинтезом». Ведь это обойдется ему дешевле, чем строительство в Оренбурге собственного завода по производству полиэтилена. По сути, речь идет о «мягкой продаже» нефтехимического гиганта «Газпрому», о возможности которой специалисты рынка начали говорить еще в начале 2005 года. Два года структуры Альберта Шигабутдинова и младшего сына президента Татарстана Минтимера Шаймиева – Радика, контролирующие КОС через группу компаний ТАИФ, успешно наращивали капитализацию этого предприятия и отбивали сырьевые атаки газового монополиста. Однако, как утверждает один из наших источников, близких к правительству республики, продажа КОСа – процесс почти неизбежный. «Осталось согласовать только вопрос цены», — утверждает он.
ОАО «Казаньоргсинтез» — «полиэтиленовый гигант», одно из крупнейших нефтехимических предприятий России с полным технологическим циклом производства продукции — от выпуска базовых мономеров (этилен) до получения конечных продуктов полимеризации. Занимает 47% рынка производства полиэтилена в России (по полиэтиленовым трубам – 52%). В 2006 году реализовал продукции на 15,5 млрд рублей (рост к 2005 году – 16,4%), чистая прибыль за этот период составила 2,2 млрд рублей (рост 10,3%). КОС к тому же единственное предприятие в России, которому еще с советских времен предоставлена возможность получать базовый мономер – этилен, производимый из малозатратного этана. Это дает ему конкурентное преимущество перед другими производителями полимеров – этан в три раза дешевле, чем такие источники сырья, как пропан-бутан или прямогонный бензин. Высокодоходное сырье поставляется на завод по единственному в стране этанопроводу с ООО «Оренбурггазпром» (ОГПЗ) и Миннибаевского ГПЗ. То есть Оренбуржский ГПЗ выступает естественным монополистом для КОСа по поставкам этана. С другой стороны, КОС для оренбуржского предприятия «Газпрома» также является монополистом, поскольку весь производимый ОГПЗ этан отправляется по этанопроводу именно на казанское предприятие.
Именно эта связь двух предприятий стала в недавнем прошлом причиной конфликта. До конца 2006 года между двумя локальными монополистами действовала такая схема взаиморасчетов: половину этана ОГПЗ поставлял КОСу по договору купли-продажи (практически по себестоимости), а вторую половину — по давальческой схеме (договору процессинга). То есть «Казаньоргсинтез» брал свою долю за переработку сырья, а взамен отдавал газовой монополии изготовленную из его этана полиэтиленовую проукцию. В 2005 году доля «Газпрома» в общем объеме давальческого этана на «Казаньоргсинтезе» составляла 82%, а в 2006 году – уже 90%. Но в начале прошлого года схема дала сбой. По договору купли-продажи, заключенному в декабре 2006 года, ОГПЗ должен был поставить на КОС в 2007 году 126,5 тыс. тонн этана. Еще 108 тыс. тонн «Сибур Холдинг» намерен был переработать на КОСе по договору процессинга. Однако давальческий договор «Казаьоргсинтез» подписывать отказался, заявив, что сможет взять на переработку только 12 тыс. тонн этана, поскольку здесь решили полностью перейти на обеспечение производства собственным сырьем. «Газпром» же настаивал на прежней схеме. Поскольку КОС упирался, не желая подписывать давальческий договор в объеме ста с лишним тысяч тонн, весной 2007 года «Оренбурггазпром» полностью остановил поставки этана на «Казаньоргсинтез». Не выдержав такой осады, 31 мая казанцы подписали-таки договор процессинга, однако в дальнейшем решили настоять на своем.
Поэтому начиная с весны 2007 года представители обеих сторон не вылезали из Федеральной антимонопольной службы (ФАС), пытаясь доказать, кто более монополистичен, а посему причиняет другой стороне экономические страдания. Сначала с жалобой в ФАС обратился «Сибур Холдинг», который от имени «Газпрома» попытался заставить КОС как монопольного покупателя принять этан на переработку. Затем, после возобновления поставок этана, уже «Казаньоргсинтез» пожаловался ФАС на то, что «Сибур» и «Оренбурггазпром» навязали ему невыгодный договор о переработке. В итоге ФАС приняла сторону «Казаньоргсинтеза», обязав «Газпром» в двухмесячный срок расторгнуть давальческий договор на переработку этана в полиэтилен и вместо него заключить договор купли-продажи. Причем для ОГПЗ как поставщика этана ФАС установил надбавку к цене поставляемого на КОС этана – до 20% к себестоимости (без учета транспортировки). Вся добавочная прибыль, образуемая при этом при производстве конечного продукта – полиэтилена, оставалась, естественно, на «Казаньоргсинтезе» (полиэтилен и изделия из него обеспечивают 75% выручки предприятия ). «Газпром» тогда возмутился. Пресс-секретарь «Сибур Холдинга» Рашид Нуреев, комментируя решение ФАС, заметил, что, исполняя его, национальное достояние будет обязано расторгнуть оба контракта: как договор процессинга, так и старый договор купли-продажи. «На то, чтобы заключить новый договор купли-продажи этана на весь объем поставок, нужно время, а сейчас у нас нет никаких правовых оснований поставлять этан на «Казаньоргсинтез». Таким образом, на момент переговоров и согласовательных процедур мы будем вынуждены полностью прекратить поставки. Новый договор будет подписан лищь в том случае, если он будет выгоден обеим сторонам», – заявил он нам в тот момент. Однако до очередной остановки поставок этана на КОС дело не дошло. «Газпром» обжаловал решение ФАС и договор на поставку этана на КОС на первый квартал 2008 года был заключен на прежних условиях – половина на условиях купли-продажи, половина – по давальческой схеме на переработку.
Таким образом, все вернулось на круги своя. Владельцы КОСа смогли выиграть почти год времени, интенсивно модернизируя свое производство и увеличивая капитализацию предприятия, а «Газпром» за это время созрел для кардинальных решений в отношении «Казаньоргсинтеза». Хотя председатель правления газового концерна Алексей Миллер в одном из своих недавних интервью и охарактеризовал нефтехимическое направление развития своей компании как «непрофильное», «Газпром» всегда задевала ситуация, когда, имея подавляющее преимущество в добыче нефтехимического сырья, он имел весьма скромные позиции в его переработке. Между тем только на внутреннем рынке России последние три года потребление полиэтилена низкого давления (ПНД) растет в среднем на 19,7% в год. При этом по некоторым маркам полиэтиленовой продукции цены на нее внутри страны превысили мировые.
Лидирующие позиции на этом рынке занимают три отечественных игрока – татарстанская группа компаний ТАИФ (контролирует КОС и «Нижнекамскнефтехим»), дочернее подразделение нефтяной компании «ЛУКойл» — «ЛУКойл-нефтехим» и аффилированный с «Газпромом» нефтехимический холдинг «Сибур». Все трое объявили о создании в ближайшие годы новых проектов по увеличению производства полиэтилена и создании новых нефтехимических комплексов, включающих полиэтиленовое производство. Однако реально в ближайшие три года увеличение предложения на рынке будет происходить только за счет роста производства на КОСе, который еще с 2004 года успешно расширяет мощности по производству ПНД со 197 тыс. тонн в год до 510 тыс. тонн.
При этом КОС попал в двусмысленное положение – в отличие от предприятий «Сибура» и «ЛУКойл-нефтехима» у него практически нет своей сырьевой базы. 230—250 тыс. тон этана, который получает КОС от оренбуржского предприятия  «Газпрома», едва хватает на прежний объем выпуска полиэтилена. Еще 90 тыс. тонн этана «Казаньоргсинтезу» поставляет Миннибаевский ГПЗ, принадлежащий «Татнефти». КОС может попытаться восполнить недостаток этана сырьем более высокого передела – этиленом. Он уже закупает ежегодно по 200—250 тыс. тонн этого сырья, однако делает это в основном из-за того, что этана просто не хватает. Определенные надежды на увеличение поставок этана «Казаньоргсинтез» возлагал на сотрудничество с нефтяной компанией ТНК-ВР – ее Зайкинский ГПК (Оренбургская область) после реконструкции имеет потенциальную возможность вырабатывать до 240 тыс. тонн этана из попутного нефтяного газа (ПНГ). Однако в 2006 году ТНК-ВР уже создало совместное предприятие с «Сибур Холдингом» в области переработки ПНГ в Западной Сибири и вряд ли станет менять партнера. Таким образом, как отметил наш источник на КОСе, полноценной альтернативы «газпромовскому» этану для «Казаньоргсинтеза» нет.
Зато альтернатива, хоть и отдаленная, есть у «Газпрома». В разгар кризиса в отношениях между газовым монополистом и КОСом было объявлено, что «Газпром» намерен строить в Оренбурге свой завод по производству полиэтилена мощностью 650 тыс. тонн в год и производству полипропилена мощностью 450 тыс. тонн в год. Предварительная стоимость проекта – почти 50 млрд рублей. «Новое производство полипропилена станет крупнейшим в мире, а полиэтилена – крупнейшим в России», — сообщил тогда журналистам президент «Сибура» Дмитрий Конов. Естественно, в таком варианте весь этан с Оренбургского гелиевого завода уходит на новое производство, а КОС остается ни с чем. Правда, произойдет это не ранее 2009 года. Сейчас разговоры об этом проекте почти сошли на нет, однако в конце января «Сибур Холдинг» объявил, что рассматривает возможность строительства комплекса по производству полиэтилена мощностью 450—500 тыс. тонн в год уже в другом регионе — Астраханской области, на базе ООО «Астраханьгазпром», и уже принял решение о выделении 236 млн рублей на финансирование там проектных работ.
«Ситуация патовая, – считает аналитик инвесткомпании «Финам» Максим Ловцов, – и стороны ищут возможности обоюдного давления друг на друга». При этом целью «Газпрома», по его мнению, является контрольный пакет акций КОСа. С ним солидарен и аналитик инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Макс Шеин. На одной чаше весов переговорного процесса, который сейчас идет между «Газпромом», с одной стороны, и республиканскими властями Татарстана и группой компаний ТАИФ — с другой, — высокорентабельное предприятие, выручка которого в результате проведения модернизации в ближайшие четыре года, по оценке аналитиков Банка Москвы, вырастет более чем в 2,5 раза, а рентабельность по EBITDA – с 25,3% до 30,7%. На другой чаше весов – намерение газового концерна построить свой полиэтиленовый завод, если владельцы КОСа окажутся слишком несговорчивы.
Наиболее вероятных вариантов вхождения «Газпрома» в акционерный капитал КОСа сейчас три: или в управление «Газпрому» передается республиканский блокирующий пакет акций этого предприятия, или стороны создают отдельное юридическое лицо для совместной реализации долгосрочного плана развития «Казаньоргсинтеза», или группа компаний ТАИФ продает «Газпрому» контрольный пакет КОСа. Какой из них перевесит, будет зависеть не только от цены «Казаньоргсинтеза» — в Татарстане сейчас бурно развиваются и другие проекты, связанные с потреблением большого количества природного газа и его производных. Например, в Менделеевске республиканские власти намерены в ближайшие два года построить завод по производству аммиака и азотных удобрений. Он будет потреблять 650 млн куб. метров природного газа в год. Более всего вероятно, что руководство «Газпрома» будет увязывать условия вхождения в акционерный капитал «Казаньоргсинтеза» с общей картиной присутствия газового концерна на территории Татарстана.


 Эксперт