В Набережных Челнах презентован Камский центр кластерного развития, "советского" образца
18/09/2014

В машиностроительный кластер уже вступили около 15 малых предприятий, которые занимаются производством автокомпонентов. По словам вице-президента «Иннокама» Лейсан Абзалиловой, кластеры напоминают советскую кооперацию, с той разницей, что в СССР кооперация была директивной, после того, как распался Союз – связи были потеряны, кластер же — объединение добровольное.
«Кластерная политика – основа все экономической политики в мире», - уверена Абзалилова.
В мировой практике кластеры создаются на основе нескольких крупных предприятий, вокруг которых формируется ещё от 200 до 2 тысяч представителей малого и среднего бизнеса: «Нам важно, чтобы эти субъекты вошли в кластер». Для малого и среднего бизнеса это возможность работать с крупными заводами напрямую, уверена она. По ее словам, смысл кластера в усилении позиций: «Даже крупные предприятия не могут справиться с рядом проблем в одиночку».
Центр будет оказывать услуги по маркетинговым исследованиям, помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, привлечениюбизнес-тренеров федерального уровня, рассказал Ахметов.
По словам Абзалиловой, в кластере взаимодействует власть, бизнес и наука. Сейчас в рамках «Иннокам» работают около 30 предприятий, в том числе «Камаз» и «Нижнекамскнефтехим» и три вуза, в том числе Казанский Федеральный Университет (КФУ).
Благодаря федеральной финансовой поддержке кластер сейчас выделяет средства на проекты предприятий нефтехимической и автомобилестроительной отрасли:
«Сейчас реализуются 5 проектов: «Электробус» — «Камаза», создание нового формальдегида, синтетического каучука, создаются роботы третьего поколения – первый этап проекта уже реализован».
Председатель наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров вспомнил пример развития кластера, который он увидел в Бельгии. По его словам, на заводе компании Volvo нет склада деталей, но каждые 30 минут с рядом стоящего завода приезжает фура с комплектами для сборки автомобилей: «С конвейера каждые 58 секунд выпускается автомобиль, такое сотрудничество возможно только на доверии».
Центр создавался по инициативе минэкономики РТ и прошел конкурс Минэкономразвития России. Он будет развиваться в рамках большого Камского инновационного территориально-производственного кластера, который появился в 2012 году по инициативе минэкономики РТ.
Сейчас «Иннокам» живет за счет бюджетного финансирования: в некоммерческом партнерстве работает 12 человек, 7 из которых — постоянные сотрудники, рассказала Абзалилова: «Кластер должен выходить на самоокупаемость – это позиция Минэкономразвития». Кластер должен также иметь международную интеграцию.
Абзалилова рассказала, что в Камском экономическом районе планируется открытие трех ресурсных центров на базе средних специальных учебных заведений, которые будут обучать студентов по специальным программам, разработанным совместно с бизнесом: «По одному центру появится в Елабуге, Нижнекамске и Челнах». Кластер уже сейчас занимается и обучением сотрудников: «Более 150 рабочих уже получили дополнительное образование».
Рекомендуемое:
13/04/2025
YUDO приглашает на Chinaplas 2025
02/05/2024
"Пластик" Сызрань возрождается. Снова
Наши публикации в соцсетях: