Тольяттикаучук: теперь эффективнее
АО «СИБУР Холдинг», которое владеет ООО «Тольяттикаучук», в октябре завершило оптимизацию системы управления тольяттинского химпредприятия. Из структуры завода выведены непрофильные и вспомогательные функции, которые переданы дочернему обществу СИБУРа – ЗАО «Тольяттисинтез». В связи с реструктуризацией проведены и кадровые перестановки. Занимавший ранее должность генерального директора ООО "Тольяттикаучук" Сергей Полонянкин назначен руководителем нового дочернего общества. О том, для чего потребовалась реорганизация и о плюсах выведения функций на аутсорсинг, Сергей Полонянкин рассказал в интервью «РS».
- По каким причинам предприятию потребовалась реорганизация?
Во-первых, реорганизация нужна была для того, чтобы разделить функции работников на две части. Производства должны заниматься только выпуском продукции, а обеспечивающие службы – предоставлением различных вспомогательных услуг по принципу «подрядчик-заказчик». Вторая причина заключается в желании повысить эффективность использования ресурсов. У нас избыток территории, электроэнергии, пара, которые можно предоставлять третьим лицам. Поэтому мы начинаем развивать так называемый площадочный бизнес – планово демонтируем неиспользуемые цеха, трубопроводы, освобождаем территории. Сегодня подготовлены три площадки (более 110 тыс. кв. м) с инфраструктурой, это около 6 % всей производственной территории.
Также реорганизация позволила решить еще одну важную задачу – включить Каучукремстрой в состав площадки. Это бывшее зависимое общество СИБУРа, которое оказывало ремонтные услуги Тольяттикаучуку. Для повышения прозрачности компании персонал Каучукремстроя был переведен в новую центральную ремонтную службу.
- По какой причине были закрыты демонтируемые производственные цеха?
- В 2008 году мы закрыли два цеха по выпуску каучука СКИ-3, который производился с использованием новокуйбышевского изопрена. Схема выпуска этого каучука оказалась для предприятия убыточной. Чем больше мы производили этого каучука, тем большие убытки несло предприятие. Я считаю, что мы поступили верно. Производство этого каучука частично было переведено в другой цех, который сейчас показывает хорошие экономические результаты. Так у нас образовались свободные складские помещения и площадки для организации новых производств.
- Какие функции взял на себя Тольяттисинтез?
- Новая структура займется организацией ремонтов, созданием технических регламентов, оказанием услуг по юридическим, кадровым и финансовым вопросам, промышленной безопасности, логистике как в интересах Тольяттикаучука, так и возможных резидентов нашей промышленной площадки.
- Есть договоренности с резидентами?
- Мы только в начале этого пути, прорабатываем аспекты взаимодействия с разными контрагентами. Мы видели, как работает подобный химпарк в Леверкузене в Германии. Там сформирована структура, которая предоставляет резидентам перечень подобных услуг. В химпарк привлекаются производства, которые перерабатывают продукцию, выпускаемую на данной территории. Для тольяттинской площадки рассматриваются различные варианты сотрудничества. Скорее всего, это будут смежные производства – переделы «до и после» каучука, которые могут использовать продукты, применяемые в технологическом процессе Тольяттикаучука, либо наоборот – производить сырье для завода. Например, изготовление тары, технического масла. Подобные схемы работы актуальны, так как позволяют организовать сбыт на одной производственной площадке.
- В чем преимущество вашей площадки перед строящимся технопарком?
- Самое большое преимущество в том, что эта площадка уже освоена, она не в голом поле. Здесь не нужно заново разрабатывать санитарно-защитные зоны, прокладывать инфраструктуру. Существует очень много аспектов в организации производственной площадки, которые на первый взгляд не видны, но при всестороннем рассмотрении, окажется, что без решения ряда мелких вопросов наладить производство на ранее пустовавшей территории сложно. А для их решения всех вопросов требуются затраты как временные так и финансовые. Мы уже сейчас готовы озвучить перечень ресурсов, которые можем предоставлять потенциальным резидентам на рыночных условиях. Если равняться на западный пример работы подобных химпарков, где транспортная инфраструктура представлена в полном объеме, то к числу недостатков нашей площадки отнесу отсутствие способа транспортировки продукции речным транспортом. Тольяттикаучук реку в качестве транспортной артерии никогда не использовал. Но в работе с автомобильным или железнодорожным транспортом у нас недостатка нет. Кроме того, как в интересах Тольяттикаучука, так и будущих контрагентов мы монтируем вторые автомобильные и железнодорожные весы.
- Как изменятся ваши должностные обязанности в связи с вступлением в должность директора ЗАО «Тольяттисинтез»?
- Сейчас у нас переходный период, но с нового года у меня уже будут новые цели и задачи. Я не буду отвечать за выполнение производственного плана, качество продукции. Эти обязанности лягут на плечи нового генерального директора Тольяттикаучука. В моем ведении будет состояние оборудования и качество ремонтных работ, юридические услуги, логистика, подбор персонала для Тольяттикаучука, финансирование его работы. Такими будут функции Тольяттисинтеза и меня как его руководителя.
- Чего позволило добиться выведение с 2009 года на аутсорсинг ряда функций Тольяттикаучука?
Мы не можем одинаково хорошо заниматься выпуском каучука и также хорошо оказывать транспортные услуги или обеспечивать людей питанием. Выведение непрофильных функций на аутсорсинг оказало благотворное влияние в первую очередь на качество предоставляемых услуг. Когда приходит контрагент, он начинает считать деньги и отвечать за качество своих услуг. Честно скажу, с организацией качественного питания у нас еще не все вопросы решены, но движение в этом направлении есть. В работе с контрагентами самое главное заключается в том, что у предприятия всегда есть право на выбор. Если контрагент не может предоставлять качественную услугу по адекватной рыночной цене, мы всегда можем подыскать ему замену. И контрагенты об этом знают.
- Какие функции планируете вывести на аутсорсинг в этом году?
- Для Тольяттикаучука с октября уже выведены на аутсорсинг ремонтные услуги. В связи с реорганизацией у нас кардинально поменялись зоны ответственности, что позволило решить много проблем. Если ранее за состояние оборудования отвечали производственные цеха и их руководители, то сейчас этим занимаются ремонтные службы, а производственники - только за правильную его эксплуатацию. Для Тольяттисинтеза мы в дальнейшем планируем вывод логистики, а также услуги по ремонту. Мы понимаем, что у нас специфическое оборудование. Ремонтник в рамках одного производства, наверное, не совсем будет компетентен в ремонте оборудование другого производства. Данная специфика диктует определенные условия работы, но мы рассматриваем вариант выведения на аутсорсинг части общих ремонтных работ.
- Когда Тольяттикаучук» достиг докризисных показателей?
В 2010 году. В конце 2008 года, когда спрос на продукцию резко упал, мы частично остановили производство. Но уже в феврале-марте 2009 цеха были пущены, и мы стали понемногу подходить к докризисным показателям. При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сотрудникам вовремя выплачивалась заработная плата.