Очередной новый директор волгоградского Химпрома дал интервью

Очередной новый директор волгоградского Химпрома дал интервью"Опять власть переменилась!" -- вздыхают сегодня на «Химпроме». Приход каждой новой управленческой команды здесь вот уже который раз встречают с «последней надеждой» на оздоровление, если не сказать реанимацию огромного производственного организма, сообщает пресс-служба предприятия.
Масштабная социальная катастрофа в виде банкротства химического гиганта, что называется, дышит в затылок. Возможно ли ее избежать? Какие кардинальные шаги для этого необходимы?  Об этом пресс-служба беседует с главным исполнительным директором ВОАО «Химпром» Григорием Радковским.
- Григорий Яковлевич, может быть, те, кто твердит о предсмертном состоянии завода, все же сильно сгущают краски?
- Судите сами: даже прошлый, 2010-й год, когда возросли цены на химическую продукцию, и примерно на треть увеличилась отгрузка, закончился с убытком в 711 млн. рублей и общей кредиторской задолженностью в 4,2 млрд. рублей. За девять месяцев текущего года накоплен чистый убыток в размере чуть более 400 миллионов рублей, кредиторская задолженность выросла по состоянию на 1 октября 2011 года до 6,3 миллиарда. «Химпром» уже давно хронически перестал платить за электроэнергию. За последние несколько месяцев резко возросла задолженность предприятия по налогам разных видов. Я уже не говорю о полном отсутствии финансовых ресурсов для полноценного текущего обслуживания зданий, сооружений и тем более капитального ремонта.
- И, несмотря на такие показатели, вы верите в возможность финансового оздоровления?
- Такие показатели стали результатом грабительской сбытовой политики, которая на протяжении ряда лет осуществлялась в интересах не коллектива предприятия, а компаний-трейдеров. Такие компании создаются ради оптимизации финансовых потоков, они должны, работая по предоплате, фактически кредитовать завод. На практике выходило наоборот. Умышленное занижение цен на реализацию, покупка не нужного заводу сырья позволяли легально уводить огромные суммы.
Именно там, за пределами бухгалтерского баланса «Химпрома», постоянно оседала прибыль, которая должна была идти на оздоровление предприятия. Формирование центра прибыли именно на заводе – моя первейшая цель. В отсутствие денежных ресурсов говорить о восстановлении платежеспособности должника, что сегодня является нашей главной задачей, совершенно бессмысленно.
Сейчас курс взят на рост объемов производства, а также повышение цен на отгружаемую продукцию. Все это должно сопровождаться обеспечением ее качества для успешного соперничества с давними конкурентами. Будем повышать имидж предприятия на внешнем рынке, выходить к партнерам напрямую не через трейдерские компании, а через торгово-промышленную палату и различные ассоциации крупного бизнеса. Сейчас это основная задача, поставленная мною перед коммерческой службой.
- После принятия на себя ответственности за оперативное управление производственным комплексом какие шаги были предприняты в первую очередь?
- Безотлагательная выдача зарплаты. По условиям колдоговора, зарплата должна выдаваться с 5 по 15 число каждого месяца, а по состоянию на 12 декабря, как выяснилось, прежняя команда во главе с г-ном Соколом еще не давала никаких распоряжений по этому вопросу. Видимо, потому, что заключение заведомо убыточных договоров в интересах трейдера привело к беспрецедентному финансовому провалу по итогам ноября, составившему 105 млн. рублей!
Именно это послужило причиной для внешнего управляющего Павла Земцова отозвать доверенность, выданную генеральному директору «РТ-Химкомпозит» С. М. Соколу. К сожалению, передача полномочий проходила в атмосфере недопустимого психологического давления на меня и сопровождалась хищением электронных ключей от банковских счетов и трудовых книжек работников завода, а также демонстративным захватом ряда помещений предприятия.
В этих условиях я обратился с письмом на имя губернатора Волгоградской области с просьбой о содействии в разрешении конфликта, и получил официальный ответ из обладминистрации о том, что органы государственной власти не вправе вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность акционерных обществ. Такая страусиная позиция руководства региона вызывает у меня как у гражданина по меньшей мере недоумение.
Повторяю, речь шла как минимум о своевременной выплате людям зарплаты, а по сути об обеспечении бесперебойной работы режимного объекта. Каждый работник завода имеет право на защиту своих гражданских прав со стороны органов государственной власти. В противном случае, зачем вообще нужна власть, если она не способна на эффективное вмешательство в защиту интересов своих граждан?
Поэтому следующим шагом стало обращение уже на имя главы госкорпорации «Ростехнологии» г-на Чемезова. В нем мною изложены собственные взгляды на принципы ведения производственно-хозяйственной деятельности, меры по снижению операционных затрат на производство, оптимизации технологических схем для достижения точки безубыточности, а также иной подход к извлечению прибыли из сделок, которые «Химпром» намерен осуществить по реализации продукции.
- Григорий Яковлевич, некоторое время назад вы работали на «Химпроме» в должности заместителя гендиректора по производству и стратегическому развитию. Теперь, после возвращения в новом качестве, что стало для вас самым неприятным открытием?
- Пожалуй, наиболее неожиданным оказался чрезвычайно низкий уровень технического состояния оборудования. В силу безответственного отношения предыдущего руководства впервые за десять лет капитальный ремонт не был выполнен вообще! К тому же ремонтно-механическая служба была централизована без учета специфики отдельных цехов и производств, что деструктивно сказалось на текущем техническом обслуживания оборудования. Результат – непомерное количество неполадок, о которых диспетчер докладывает каждое утро на селекторном совещании. Это те «дыры», латание которых никак нельзя отложить на потом.
- А что видится главными точками роста на отдаленную перспективу? Какие проекты могут стать для Химпрома спасательным кругом?
- Именно этот вопрос на днях был предметом обсуждения на заседании технического совета, который я возродил в качестве коллегиального органа для определения стратегии технической политики. Ни у кого не вызывает сомнения актуальность решения главного вопроса – снижения стоимости потребляемой электроэнергии. Такой прорыв возможен только в случае строительства нового энергоблока при объединении усилий с компанией «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго».
Фактически новая станция ВолгоГРЭС мощностью 214 мегаватт позволит дать заводу такой уровень стоимости киловатт-часа, при котором любой проект, даже столь энергозатратные, как мембранный электролиз для производства хлора и каустика, производство трихлорсилана и поликристаллического кремния, производство металлического магния, становится не только окупаемым, но даже сверхрентабельным. Кстати, по расчетам самих энергетиков, вложения в это строительство могут быть окуплены в течение восьми лет при ставке кредитования в 15 процентов.
Могу сказать, что руководство компании «ЛУКОЙЛ» в лице президента В. Алекперова давно предлагало предприятию сотрудничество в таком совместном проекте и выражало готовность вложить в него 7 млрд. рублей. При этом требовало только одно – представить убедительную инвестиционную программу развития завода, то есть надежные гарантии в том, что ВОАО «Химпром» не будет подвергнуто процедуре банкротства. Увы, инвестпрограмма, разработанная моими предшественниками из холдинга «РТ-Химкомпозит», оказалась абсолютно дилетантской, поскольку… изначально не предусматривала развития предприятия! Вместо роста объемов производства и снижения затрат эти господа первым делом позволили себе снизить показатели финансово-экономического оздоровления и подписали под сокращение 810 работников. При этом они не поскупились на собственные оклады и квартиры себе в центре города за счет завода.
- Иными словами, вся надежда только на энергетиков?
- Есть также ряд небольших проектов, связанных с модернизацией производства. В частности, «приведение в чувство» и в первую очередь в соответствие с требованиями Ростехнадзора стадии выпарки электрощелоков с получением каустической соды. Кроме того, в рамках помощи, выделенной российским правительством, будет пущено в строй производство хлористого кальция гранулированного. Переработка огромных запасов соляной кислоты даст существенный прирост прибыли. Еще один проект, актуальность которого возрастает в связи с вступлением России в ВТО, это перепрофилирование хладона-22 в озонобезопасный хладон-134А. Основным сырьем для этого производства является трихлорэтилен, который в нашей стране выпускает только волгоградский «Химпром». Поэтому точка приложения финансовых усилий для развития отечественной химии является здесь более чем обоснованной.
Вот уже только эти три проекта дадут колоссальный экономический эффект. В ближайшие годы завод как минимум перестанет генерировать убытки. Если наша инвестиционная программа будет одобрена, и специалисты подвердят, что риски при реализации этих проектов сведены до минимума, это и станет нашим уверенным ответом энергетикам и всему внешнему окружению: «Химпром» будет жить!»

ПластЭксперт