Душераздирающая история «Лукойл Волгоградэнерго» и «Химпрома» движется к кульминации
Вследствие прекращения поставок пара на волгоградский «Химпром» в лучшем случае через 10 дней все производства предприятия будут полностью остановлены, сообщила пресс-служба компании. Дальнейший процесс восстановления затянется на многие месяцы, а, возможно, полная мощность и вовсе никогда более не сможет быть достигнута.
Сегодня каждый день играет очень важную роль в вопросе восстановления крупнейшего стратегического предприятия нашего региона. Идет уже шестой день с того момента, когда ООО «Лукойл Волгоградэнерго» неожиданно запретил поставки пара на ВОАО «Химпром», аргументировав это руководству предприятия-банкрота неуплатой долга. Четвертая часть годовой выплаты «Химпромом» была уже направлена собственнику ВолгоГРЭСа, но возобновление подачи пара не произошло. Возникает вопрос «Сколько «Химпром» еще протянет и каковы реальные технические и экологические последствия такого шага «Лукойла»?».
«На сегодняшний день невозможно полноценно запустить основные производства предприятия из-за недостатка пара, - комментирует ситуацию директор по производству ВОАО «Химпром» Сергей Сафонов, - Пара хватает только на минимальное производство каустика и хлорметанов. Это продлится максимум дней 8. Сейчас вообще очень трудно говорить о чем-то наверняка».
Проблема состоит в том, что электролиз на данный момент запущен только на 50%, что является беспрецедентной ситуацией для волгоградского химического гиганта. Это связано с тем, что 25 апреля, на четвертый день с момента прекращения поставок пара, руководством предприятия было принято решение отключить одну серию электролизеров из двух. Сейчас во включенном состоянии находятся только 100 электролизеров, вместо 200. В ближайшие 10 дней будет происходить их поочередное включение и выключение каждые 4 дня. В субботу 28 апреля произойдет первое переключение в работе электролизеров с одной серии на другую, во вторник 1 мая – второе, а в субботу 5 мая производство должно либо полностью включиться, либо полностью отключиться. Так, после третьего переключения «Химпром» либо восстановится, либо «умрет». Но «смерть» предприятия может быть еще более быстрой, если производственная выпарка не справится с переработкой электрощелоков - из-за отсутствия пара производимую щелочь станет просто некуда «складировать». На данный момент предприятие работает в режиме аврала.
Кроме того, по словам сотрудников производственно-технического отдела предприятия, эта предпринятая мера крайне опасна, так как диафрагма не успевает формироваться, что может привести к смешению водорода и хлора. Но тогда почему было решено пойти на этот шаг?
«Потому что на большее пара просто не хватает. Недостаточно пара даже для того, чтобы в полную мощность работала выпарка электрощелочи, - говорит Сергей Сафонов, - На данный момент возможно производить только две цистерны каустика, то есть 52 тонны. Последствия этого весьма значительные: электролиз выдает электрощелочи больше, чем перерабатывается на выпарке. Соответственно, электрощелочь накапливается, забивая полностью склад и все подвижные и не подвижные железнодорожные цистерны. Как только все емкости будут залиты, а произойдет это довольно быстро – 8-10 дней, придется полностью остановить электролиз. Нельзя же лить электрощелочь в канализацию».
Как только электролиз будет остановлен, восстановление производства станет долгосрочной перспективой. Связано это с тем, что диафрагма в электролизерах разрушается и пускать ее с точки зрения безопасности нельзя, так как смешение водорода и хлора с кислородом приведет к взрыву. Взрыв уничтожит цех и выбросит опасные вещества в атмосферу. Таким образом, если производство останавливается, то в целях предотвращения аварийной ситуации придется перебирать все электролизеры. Восстановление 200 электролизеров затянется минимум на 3 месяца, вследствие чего вероятность последующего пуска электролиза будет минимальной. С другой стороны, электролиз дает хлор, а хлор потребляют все остальные цеха цех №5, 32, 41, 43, 5а и другие. Единственными, кто не испытывает острой потребности в хлоре являются 39 и 40 цеха по получению карбида кальция. Но и их «жизнь» будет не долгой, так как, из-за невозможности получения ацетилена, заполнятся бункера и этим цехам придется остановиться. Но, как и электролизеры, карбидные печи нельзя «дергать» и даже не возможно предсказать всех последствий их остановки. Из функционального состоянии выйдет весь завод. ВОАО «Химпром» прекратит свою деятельность.
Скоропостижная «смерть» производства приведет к прекращению поступления продукции на продажу. Это значит - сокращение всех сотрудников вследствие простоя предприятия.
Таким образов, с легкой подачи «Лукойл Волгоградэнерго» на улице окажутся около 5000 сотрудников ВОАО «Химпром», многие из которых трудятся на предприятии целыми семьями, из поколения в поколение образуя на заводе прочные трудовые династии. Под сокращение также попадут и все сотрудники ВолгоГРЭСа. Это связано с тем, что турбину станции использует только «Химпром», после закрытия производств которого ВолгоГРЭС станет лишь перевалочным пунктом электроэнергии. Нельзя также забывать и о том факте, что в случае аварийной ситуации на «Химпроме» все близлежащие районы города окажутся перед угрозой заражения и станут просто не пригодны для жизни. Так неужели руководству «Лукойл Волгоградэнерго» были не известны и остаются в тайне по сей день все эти ужасающие последствия? Действительно ли, в этой уже ставшей социальной проблеме для собственника ВолгоГРЭСа решающей все еще остается финансовая сторона вопроса? И это при том, что к сегодняшнему дню «Химпромом» был полностью оплачен обговоренный ранее ремонт станции, к выполнению которого ремонтная компания уже приступила. По полученным данным, в течение 3-4 дней вышедшая из строя турбина должна быть отремонтирована, и препятствовать поставкам пара с технической точки зрения уже ничто не сможет. Все будет зависеть лишь от решения собственника ВолгоГРЭСа.