Белоруссия повышает тарифы на транзит российской нефти
С 15 февраля стоимость транзита российской нефти по территории Белоруссии повышается более чем на 30%. Повышение тарифов в Минэкономики объясняют тем, что прежние тарифы не менялись с 1995 года. Об этом решении было объявлено 5 февраля.
По маршруту "Невель-Полоцк-Ventspils nafta", "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" и "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" для терминала в Бутинге составит $1,26 за тонну нефти.
Со вступлением документа в силу, тариф на прокачку 1 тонны нефти по маршруту от границ РФ в направлении Польши и Германии составит $2,6, в направлении Украины - $1,14.
Через Белоруссию в среднем транспортируется до 80 миллионов российской нефти, в основном по сетям "ГомельТранснефть-Дружба". Это около 30-33% от общего объема российского экспорта нефти.
Протяженность нефтепровода "ГомельТранснефть-Дружба" составляет около 2 тысяч километров в направлении Польши, Германии, а также Украины.
Как сообщал директор Гомельтранснефть-Дружба Алексей Костюченко Белоруссия за счет увеличения тарифов на транзит нефти через свою территорию получит дополнительно около $50 миллионов в год. По его словам, долгое время тарифы на прокачку российской нефти по территории Белоруссии оставались низкими, что было проявлением "лояльности" в контексте создания Союзного государства. В то же время себестоимость прокачки нефти значительно увеличилась, возросли энергозатраты. "За последние шесть лет объемы прокачки нефти по белорусскому нефтепроводу увеличились в полтора раза. Ежегодно Гомельтранснефть-Дружба" направляет более $50 миллионов на техническое перевооружение объектов нефтепровода. Вместе с тем, цены на транзит российской нефти через территорию Белоруссии не менялись с 1996 года",- сказал Костюченко.
По всей видимости, повышением тарифов на транзит российской нефти Белоруссия не ограничится. Ранее президент страны Александр Лукашенко заявлял в интервью агентству Рейтер, что Минск намерен возместить $5 миллиардов убытков, понесенных в результате повышения Россией цен на энергоресурсы. "Теперь, коли российский президент упомянул о переходе к рыночным отношениям, мы взамен попросим Россию платить нам в твердой валюте за услуги, которые раньше Москва получала бесплатно", - заявил Лукашенко 6 февраля. "Имеются в виду транзит (через Белоруссию), военное сотрудничество и российский эксклав Калининград", - пояснил он.
Между тем, глава Минэкономразвития России Герман Греф заявил, что повышение Белоруссией тарифа на транзит нефти может произойти только "путем двустороннего соглашения", то есть с согласия России. По его словам, сейчас российская сторона изучает предлагаемые Белоруссией ставки, соответствующие расчеты ведет Транснефть. "Если эти ставки уложатся в рамки существующей индексации тарифов, то я считаю это приемлемым", - отметил министр.
На прошлой неделе Греф выражал уверенность, что решение Белоруссии о повышении с 15 февраля платы за транспортировку российской нефти не приведет к остановке транзита. Он напомнил, что соглашение с Белоруссией предусматривает "по согласию сторон" возможность повышения транзитных платежей, тем более что Белоруссия их давно не поднимала.
В свою очередь, вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев пообещал, что "повышение никак не скажется на стоимости нефти для европейских потребителей", сообщает ИА REGNUM.
Напомним, что недавно глава компании "Транснефть" Семен Вайншток заявил о том, что проект нефтепровода к экспортному порту Приморск в обход Белоруссии "уже готов" и направлен на рассмотрение правительству. Вчера председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев озвучил примерную стоимость строительства трубы: $2 млн за один километр плюс стоимость расширения мощности Приморска.
Заявление Вайнштока о строительстве новой трубы мощностью 50 млн тонн в год от российско-белорусской границы через Великие Луки до Приморска прозвучало 7 февраля в интервью "Вестям", то есть через день после того, как стало известно о решении Минэкономики Белоруссии повысить тарифы на транзит нефти.