Система продаж «Нижнекамскнефтехима» может быть серьезно перестроена
Новым директором по коммерции ПАО «Казаньоргсинтез» (КОС) стал Тимур Сультеев — 33-летний сын председателя совета директоров ТАИФа Рустема Сультеева, чье состояние, по оценке Forbes, составляет $650 миллионов, сообщает крупнейше деловое издание Татарстана «БИЗНЕС Online». Он заменил на этом посту своего ровесника Тимура Шигабутдинова — сына гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, обладателя, по тем же данным, ровно такого же состояния.
Эту информацию изданию подтвердили сразу несколько источников как внутри самого КОСа, так и среди бизнес-партнеров предприятия. По его данным, уйдя с «Казаньоргсинтеза», Тимур Шигабутдинов без высокой должности не останется и возглавит коммерческое направление в «Нижнекамскнефтехиме» (НКНХ). Что самое интересное, едет он в Нижнекамск не просто на теплое местечко, а с довольно суровой миссией, которую якобы уже исполнил на КОСе.
По словам источников на рынке, за четыре года своей работы в качестве директора по коммерции КОС Шигабутдинов-младший сумел провести настоящую революцию в системе продаж, исключив из цепочки крупных дистрибьюторов и перейдя на прямые продажи конечным потребителям. Кампания проходила под лозунгом повышения рентабельности продаж и улучшения финансовых результатов.
В нескольких опрошенных изданием компаниях, ранее входивших в список официальных дистрибьюторов КОСа, подтвердили, что с начала 2015 года они потеряли этот статус, перейдя в разряд прямых поставщиков. При этом в компаниях пожаловались на ухудшение условий для бизнеса. «У нас договор закончился — и нам его не продлили. Сейчас у нас скидок нет, у нас такие же цены, какие можно получить на самом КОСе. Проблема в том, что нам теперь сложнее планировать свою деятельность. Все зависит от объемов наработки на самом КОСе, какие объемы они нам смогут предложить», — рассказали на условиях анонимности в службе маркетинга одной казанской компании. По их словам, «Казаньоргсинтез» им на реализацию дает фактически только то, что сам не смог реализовать. Эту же информацию подтвердили в одной из московских компаний. «Крупным потребителям полиэтилена или пластиковых труб нужны отсрочки по платежам. Сам КОС отсрочек не предоставлял, и поэтому клиенты обращались к дистрибьюторам, с которыми они могли договориться о более щадящих условиях оплаты. Но сейчас, после потери статуса дистрибьютора, стало тяжелее работать. «В сезон, бывает, КОС нам не дает необходимых объемов. КОС не дает никаких скидок: для него что перепродавец, что конечный потребитель — все равно», — рассказали там.
Ситуация на АО «Нижнекамскнефтехим» в области продаж сейчас значительно более запутанная и неоднозначная по сравнению с КОСом. Действующая система была выстроена еще бывшим теперь гендиректором НКНХ, а ныне заместителем генерального директора ТАИФа по управлению и стратегическому развитию НКНХ Владимиром Бусыгиным. В центре этой системы находятся несколько крупных дистрибьюторов, имеющих эксклюзивные полномочия по разным типам продукции НКНХ. Вокруг них вертятся множество мелких перепродавцов, которые уже работают непосредственно с небольшими потребителями. Представитель компании «Химпродукт-НКНХ» пояснил «БИЗНЕС Online», почему существующая схема продаж устраивает небольших перепродавцов и производителей. «У НКНХ есть несколько крупных привилегированных дистрибьюторов, которые выкупают у предприятия сразу большие объемы и получают значительные скидки. А мы покупаем у них по хорошей цене. Если мы будем покупать сырье напрямую у НКНХ, то для наших небольших объемов скидки будут маленькими, к тому же придется брать на себя обязательства по гарантированному выкупу заранее оговоренных объемов. Для нас это дополнительные риски», — рассказал представитель «Химпродукт-НКНХ».
Так или иначе, можно прогнозировать, что с приходом Тимура Шигабутдинова у дистрибьюторов НКНХ начнется новая жизнь, как до этого у дистрибьюторов КОСа.