Список тематических статей

Проблемы при сертификации систем качества

 При сертификации системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 часто возникают следующие проблемы:


1. Недостаточно регламентированы (или регламентация полностью отсутствует) процессы управления организацией и качеством продукции (например, документы, регламентирующие процедуры системы качества, отсутствуют, неполны или изложены формально).


2. Отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ (например, написано, что делать, но не указано, как это делать).


3. Разработка Руководства по качеству была проведена без учёта предъявляемых к этому документу требований (например, Руководство по качеству не отражает организационную структуру или не имеет ссылок на другие документы системы качества).


4. Документы системы качества недостаточны для осуществления управления качеством или отсутствует их взаимоувязка между собой и с Руководством по качеству.


5. Система качества не охватывает все необходимые требования ИСО 9000.


Причиной перечисленных проблем может быть то, что система качества создавалась специалистами, не владеющими в достаточной степени техникой применения ИСО 9000. Эти проблемы могут быть предупреждены за счёт приглашения внешних высококвалифицированных консультантов и объяснения значимости обучения менеджеров и персонала технике реализации ИСО 9000.

Создание системы качества, даже при работе обученного персонала, должно контролироваться опытным консультантом на основных этапах работ (разработка и внедрение документации, проведение первых внутренних проверок системы качества, подготовка к сертификации и т.д.).


6. Руководители и работники организации не ориентируются в действующей документации, не могут продемонстрировать её рабочее состояние, а реально выполняемые операции не соответствуют требованиям документов системы качества.


Причиной этого может быть то, что документы системы качества были разработаны в отрыве от реальных условий работы (т.е. разработка документации и её внедрение осуществлялись специально выделенной группой специалистов или внешними консультантами, не знакомыми со спецификой деятельности организации, или документация системы качества была списана у других организаций).


Другой причиной этого может быть наличие большого числа документов, дублирующих друг друга. Создание излишне громоздких, слишком подробных документов системы качества формально соответствует требованиям ИСО 9000, но является неэффективным.


7. Руководители или работники предприятия не отслеживают всего объёма отчётных документов, не могут управлять ими, не полностью заполняют бланки документов.


Причиной этого может быть то, что существует излишняя детализация в документах системы качества, делающая их применение неудобным, а бланки для заполнения содержат много пунктов, не имеющих реальной ценности.


Эти проблемы могут быть устранены за счёт применения методик управления документацией, основанных на использовании электронных носителей информации.


8. Отношение к системе качества со стороны работников или руководителей формальное, иногда отрицательное.


Причиной такого отношения может быть то, что руководство организации не проявляет заинтересованности в создании системы качества или у него отсутствует мотивация в её функционировании.


Существует ряд препятствий внутри самой организации, без устранения которых невозможно эффективное функционирование системы качества. В первую очередь это:
- ограниченное понимание руководителями принципов управления качеством и связи эффективности системы качества с эффективностью деятельности организации;
- сопротивление проводимым изменениям;
- рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной управленческой кампании, имеющей определённый конец, в то время как на самом деле этот процесс бесконечен.
 


Возврат к списку

Наши публикации в соцсетях: