Список тематических статей

ISO-9000

О стандартах серии


Без наличия сертификации по ISO трудно представить себе успешное предприятие не только в развитых странах мира, но и в постсоветских государствах СНГ (в России работает соответствующий ГОСТ). Эта система – признанный стандарт правильного и современного подхода к работе, производству и обслуживанию клиентов, принятый во всём мире. Зная, что фирма сертифицирована по ИСО9000 можно быть практически уверенными, что перед вами надежный партнер. Однако, нужно иметь в виду и информацию о том органе, кто проводил сертификацию, важно, чтобы он обладал незапятнанной репутацией.

Что же такое ISO 9000? Это набор международных стандартов, разработанных впервые в 1980-е годы и применяющихся для описания и нормирования системы менеджмента качества (СМК) для предприятий. Эти нормы, несмотря на постоянные изменения, приняты за точку отсчета почти во всех странах мира.

Серия ИСО нормирует не параметры продуктов или услуг компании, а качество системы ее работы, формирует перечень процессов и мероприятий. Они же, в свою очередь, обеспечивают достаточный уровень качества функционирования предприятия. При этом стандарты ISO 9000 не описывает напрямую процедуру контроля качества продукции и работ, и не фокусируются на повышении качества непосредственно продуктов, выпускаемых компанией.

Система ISO 9000 описывает все стадии производственного цикла – от закупки комплектующих и сырья, до логистики готовой продукции, например дизайн и разработку изделий, технологический процесс, складского хранения, сервисное обслуживание, найм и тренинг сотрудников и т.д.

Стандарты серии

В перечне стандартов ИСО находятся несколько нормативных документов, объединенных идеей нормирования СМК организации. Основными из них являются международные стандарты ISO, дополнительными – аналогичные международным российские ГОСТ ISO 9000, принятые Росстандартом.

Основополагающими документами этой линейки являются ISO 9000:2015, в который входят основные термины, определения и свод принципов СМК, а также ISO 9001:2015, который включает непосредственно основные требования к СМК. Российскими аналогами этих двух стандартов являются ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Кроме описанных двух, в линейку стандартов ИСО 900х включены ISO 9004:2018, регламентирующий пути управления организацией для достижения ее успеха на базе менеджмента качества и ISO 19011:2018, в котором описаны принципы и правила аудита по СМК.

Стандарты ISO 9000 предназначены для создания на производственном предприятии или в организации сферы услуг надежную, четко сформулированную и описанную систему менеджмента качества. Изначально при разработке этих документов описывались взаимоотношения поставщика с его потребителем. Однако, с начала 21 века больше стали приниматься во внимание интересы других сторон, участвующих в работе бизнеса, не только потребителей и поставщиков, но и акционеров, персонал, общества, государства. 

Основными понятиями, которыми оперируют данные стандарты, являются внутренний аудит, измеряемость качества, процессный подход, принцип управления процессами, корректирующие действия, предупреждающие действия и т.п.
Описываемый стандарт позволяет компании разработать систему для успешной работы в различных отраслях, например химии и нефтехимии, переработки пластмасс, пищевом производстве, машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, строительстве, и в бесчисленных направлениях сферы услуг. 

Внедрение ИСО серии 900х

Ниже приведены основные шаги, которые нужно сделать предприятию для получения сертификата ISO серии 9000:

- изучение текущего состояния работы, определение узких мест и ошибок в рабочих процессах;

- разработка направлений и рекомендаций, которые позволят расширить выявленные узкие места и исправить ошибки;

- создание проекта СМК в соответствии с регламентами;

- обучение сотрудников предприятия, задействованных во внедрении СМК;

- формирование документов и процессов СМК и начало реализации действия новой системы в организации;

- тренинг внутренних аудиторов из персонала организации и запуск внутренних аудитов в бизнес-единицах компании;

- подготовительные работы с дальнейшим сертификационным аудитом СМК;

- сертификация СМК по международным стандартам.


Вариант СМК "петля качества"


Рис.1. Вариант СМК «петля качества»


Сертификация по ISO 9000

Для того, чтобы предприятие получило заветное признание в качестве компании, работающей по ISO (в России – по ГОСТ ISO), оно должно выполнить необходимые требования стандартов и пройти процедуру сертификации.

Процесс внедрения ISO 9000 разбит на три основных этапа:

- детальное описание и ввод в работу предприятия процессов и контрольных точек, описанных в документации по ИСО;

- после внедрения необходимых практик, специальный орган по сертификации, т.е. компания имеющая аккредитацию, проводит проверку предприятия на соответствие ISO 9000;

- не реже одного раза в 2 года проходит аудит организации на предмет соответствия системе.

Как правило, на практике очень сложно провести внедрение процессов по ИСО силами самой компании. Поэтому первый этап этой схемы выполняется при консультировании сертифицирующей организации, которая может быть приглашена на проведение второго и третьего этапов. Этот подход дает предприятию большую гарантию правильности внедрения практик ИСО и успешного прохождения сертификации и аудита.

Важно, что сертификация и аудит по ISO 9000 – процедура добровольная. Она может быть необходима, если компания претендует на сотрудничество с зарубежным или крупным отечественным партнером, которые требуют сертификации от своих поставщиков или подрядчиков. Также сертификат ИСО стандарт 9000 может требоваться в других случаях: при желании участвовать в госзаказах, международных проектах, а также получения финансирования и т.п. Также многим компаниям важен сам принцип быть сертифицированными для внутренней уверенности в правильности выбранного пути развития.


Возврат к списку

Наши публикации в соцсетях: