Список тематических статей

ТПА: мировые тенденции и ситуация в России

Введение

Термопластавтомат или машина для литья пластмасс под давлением является самым распространенным типом оборудования для получения изделий из пластмасс. Именно к рынку ТПА всегда приковано пристальное внимание, как к важному показателю состояния рынка переработки пластмасс в целом. 

Как высокопроизводительная единица оборудования термопластавтомат был разработан в середине 20 века и с тех пор непрерывно совершенствовался. Параллельно в ходе развития технологии было разработано большое количество видов и модификаций литьевого оборудования. На рубеже веков наибольшего расцвета достигли полностью гидравлические термопластавтоматы, которые в настоящее время постепенно вытесняются гибридными и электрическими. 

За последние годы помимо электроагрегатов ведущими изготовителями термопластавтоматов всё активнее используются следующие направления совершенствования ТПА:

- высокоточное литье, 

- повышение скоростей и интенсификация литьевого производства, 

- использование более сложной оснастки - многогнездных и двух- или более этажных (сэндвич) форм, 

- использование роботов различных конструкций и прочей автоматики в том числе в составе прилагаемых к ТПА роботизированных систем, 


- применение нестандартных сырьевых материалов для литья – вспененных пластмасс, минералонаполненных, древесно-полимерных и прочих композитов, силиконов и «устаревших» термореактопластов, 

- использование двух- и многокомпонентного литья, а также различных закладных элементов,

- применение декорирования (IMD), этикетирования (IML) и других подобных технологий нанесения материала или рисунка на поверхность пластиковых изделий, 

- использование технологий литья под давлением полых изделий с применением сжатого газа, воды или получения суперглянцевых поверхностей с применением перегретого пара,

- использование прочих современных технологий литья, появляющихся регулярно.

 

Основные тенденции мирового рынка ТПА 2020 года и далее

Рассмотрим главные векторы современного развития мирового рынка литьевых машин.

1. Рост доли оборудования азиатского производства.

1.1. Европейские и американские производители ТПА понемногу уступают доли рынка азиатским компаниям, прежде всего из Китая, Японии, Тайваня и Южной Кореи. Некоторые европейские изготовители также растут, но увеличение объемов производства машин в Азии опережают рынок, находящийся не в самом лучшем состоянии. В любом случае, все ведущие производители, как и ранее, сосредоточены в Азии, Западной Европе и США. Имеется несколько компаний в Восточной Европе и в Южной Америке, однако их доля в мире незначительна.

1.2. Успех азиатских компаний во многом обусловлен бумом производств по литью пластмасс под давлением непосредственно в самой Азии. Большинство заказчиков на азиатские ТПА приходятся на домашние рынки, в частности на Китай. Это привело к тому, что многие европейские компании также открыли свои производства в Китае, а некоторые, как например ENGEL основали специальные бренды для Китая и других азиатских стран.

1.3. Такие достижения азиатских изготовителей ТПА из Китая, Тайваня, Южной Кореи и Японии привели возникновению новых производителей, особенно в первых двух странах. Рост количества компаний и усилившаяся конкуренция вкупе с возросшей требовательностью заказчиков (см. ниже) привела к росту уровня качества предлагаемого оборудования. Топовые азиатские ТПА, особенно из Японии, вполне могут сравниться с лучшими европейскими аналогами.


      J450ADS-C.jpg

Передовые технологии японских компаний в производстве высокоскоростных электрических ТПА позволяют им рассчитывать на более глубокое проникновение на российский и европейские рынки.


2. Увеличение количества гибридных и полностью электрических термопластавтоматов


2.1. Как известно, первые ТПА были полностью электрическими, т.к. их появление пришлось на время, когда высокопроизводительная компактная гидравлика еще не получила должного развития. Однако, затем работы над электрическими ТПА были заморожены на несколько десятилетий. Лишь Японию можно в той или иной степени назвать исключением. В настоящее время ЭлТПА переживают ренессанс. Причем существуют серийные модели очень большого размера, до 3000 тонн. 

ЭлТПА, несмотря на в среднем более высокую цену, обладают определенными плюсами:

 - пониженное энергопотребление - производители заявляют об экономии до 60% в сравнении с гидравлической машиной, однако если сравнивать с современными ТПА на сервомоторах, то экономия не такая значительная;

- полностью электрические литьевые машины можно широко применять в «чистых комнатах», 

- конструкция таких ТПА в целом проще и включает меньшее количество узлов, так же электрическую машину проще настраивать; 

- в среднем скорость впрыска ЭлТПА выше, время сухого цикла меньше, чем на гидравлике, 

- шумовые характеристики ниже, а точность литья выше,

- не требует дорогостоящего гидравлического масла и избавлена от его замены и утечек.

 

2.2. Использование комбинированной гибридной технологии, получившей широкое распространение с начала 21 века – это своего рода компромисс между электрической и гидравлической схемами. Как правило, используют комбинации вида «гидравлическое смыкание с электрическим впрыском» или, напротив, «гидравлический впрыск с электрическим смыканием». Дозирование материала путем вращения шнека в любом случае осуществляется посредством электромотора.


3. Развитие рынка бывшего в употреблении оборудования

Настоящий бум по всему миру переживает рынок вторично используемого оборудования. Череда кризисов, охвативших мировую экономику, особенно кризис 2008-2009 годов и текущий «коронакризис» 2020-2021 года, привели к остановке большого количества производств. Наиболее пострадала при этом Европа, но и другие страны, даже Китай, не остались в стороне.

Такие сдвиги в мировой экономике привели к тому, что большое количество бывших в употреблении ТПА, в различном состоянии, вышли на рынок. Такие машины часто с успехом составляют конкуренцию новым. В Европе, например, работает целая отрасль по восстановлению и усовершенствованию б/у термопластавтоматов с их дальнейшей реализацией в том числе и на экспорт. 


4. Более глубокая специализация ТПА


4.1. Потребитель желает, а производитель вынужден предлагать специальные термопластавтоматы для разного типа изделий, отличающихся по геометрии, визуальным особенностям, типам применяемого полимерного материала, требованиям к производительности и т. д. В недавнем прошлом переработчики пластмасс довольствовались универсальными машинами под любые задачи. В частности, отметим рост выпуска высокопроизводительных скоростных, но при этом энергосберегающих термопластавтоматов.


4.2. В последние годы широко распространились так называемая «модульная» комплектация ТПА. При этом заказчик выбирает не конкретную готовую машину, а отдельные узлы в зависимости от применяемых литьевых форм, требуемого объема впрыска, скорости литья и т.д. Модульный подход хорош тем, что позволяет избежать лишних трат на ненужные или слишком крупные узлы ТПА, а также предполагает усовершенствования машины в будущем, возможность «апгрейда».


4.3. Производители активно предлагают не просто отдельные машины, а целые комплексы для производства и контроля пластмассовых изделий. Например, очень широкое применение нашли системы декорирования и этикитирования изделий в форме IML и IMD, двух- и многокомпонентное литье, литье с закладными деталями, выпуск пустотелых изделий с помощью литья «с газом» и «с водой» и т.д. Также продвинутые производители интегрируют в ТПА системы контроля качества изделий, их стикерования, сборки и укладки и т.п.


4.4. Важным направлением совершенствования термопластавтоматом является снижение величины времени литья при так называемом «распараллеливании движений» машины. При этом применяются различные приводы для различных систем ТПА, например смыкания формы, впрыска, толкания и т.д. Кроме того, литьевые машины могут укомплектовываться аккумуляторами впрыска и даже движений формы для дополнительного ускорения движений машины и радикального сокращения времени цикла. 


Фото ТПА Multi_C6_GXZ_650_4300_1400.jpg

На фото ТПА KraussMaffei модель GXZ- 650/4300/1400 для мультикомпонентного литья.


5. Мировая политика ведущих производителей термопластавтоматов


5.1. Самые крупные изготовители ТПА, годовое производство которых исчисляется тысячами и десятками тысяч машин и объем продаж сотнями миллионов долларов постоянно работают над расширением своего присутствия в мире. 


5.2. Описанная в предыдущем пункте стратегия сводится к открытию собственных или агентских представительств компании-производителя, включающих офис продаж и/или сервиса в локациях расположения существующих и потенциальных клиентов. В уже работающих представительствах расширяются состав и квалификация персонала, склады запчастей, география покрытия и т.д.


5.3. Кроме того, изготовители ТПА вынуждены искать пути удешевления производства машин. К сожалению, такие мероприятия могут привести к определенной потере в качестве. Наиболее популярными мерами удешевления производства являются:

- перенос производства или его части в страны с более низкими производственными издержками, главным образов в страны ЮВА,

- использование более дешевых комплектующих,

- развитие кооперации и унификация с другими производителями термопластавтоматов. 


Особенности российского рынка ТПА 2020 года и далее

4 ТПА с усилием смыкания 1500 тонн.jpg

К сожалению, рынок России, как и стран постсоветского пространства, не относится к лидирующим мировым рынкам термопластавтоматов. Кроме того, в последние годы он утрачивает позиции, завоеванные в «нулевые» годы и имеет тенденцию к сокращению как в штуках, так и в деньгах.

С другой стороны в России и странах бывшего СССР постоянно открываются новые производства, а оборудование, запущенное в 80-е и 90-е годы морально и физически устарело и требует замены. 

Важной особенностью российского рынка является его относительная молодость. С этим связано большое количество разочарований местных компаний в производителях и поставщиках термопластавтоматов. В 90-х и 2000-х годах многие, даже довольно известные в том числе европейские бренды ТПА, позволяли себе достаточно поверхностно относиться к российскому рынку, что приводило к низкому уровню сервиса или его полному отсутствию. А из Китая в Россию могли завозить откровенный металлолом. 

В настоящий момент этот этап в целом в прошлом. Все ведущие европейские марки ТПА, за исключением Arburgобзавелись собственными представительствами в России. Все они, как и многие азиаты, организовали квалифицированную сервисную службу и более или менее полный склад запчастей к актуальным моделям своих машин. При этом термопластавтоматы серии «Нонейм» и их аналоги практически не имеют шансов на продажу в России.

Из важных особенностей именно российского рынка ТПА также отметим следующее:

- прошла минимизация количества ТПА, произведенных в странах постсоветского пространства. По сути, остался лишь один небольшой производитель «Атлант» (Беларусь).

- в последние годы активно идет удешевление средней ввезенной машины, не за счет размера оборудования, а за счет покупки у более дешевых производителей, 

- очень важным фактором является цена оборудования, что ведет к постоянному росту доли машин азиатского производства,

- также как и во всем мире растет доля гибридных и электрических термопластавтоматов

- рынок бывшего в употреблении оборудования хотя и не сформирован, но также быстро растет,

- производители ТПА стали серьезней относится к российскому рынку и самые дальновидные из них не только открывают собственные представительства или СП в Москве, но и уверенно двигаются в регионы,

- некоторые наиболее смелые зарубежные изготовители термопластавтоматов организуют «отверточную сборку» машин из импортных узлов и комплектующих. Однако, до сегодняшнего дня такая политика никому успеха не принесла.

- значимо, что спрос на новые ТПА сместился из центральной России в более промышленные регионы,

- государственная поддержка развития автомобильной промышленности привела к буму литья пластмасс в отрасли, что безусловно сказалось на росте рынка ТПА. 

- важную роль сыграли губернаторы-технократы, среди которых примером служит губернатор Калужской области, которая привлекла не только автопроизводителей, но и такую компанию, как «Самсунг» и несчитанное количество их поставщиков.

- рост стоимости труда до 2014 года, и нехватка квалифицированной рабочей силы привели к постоянному росту запроса на автоматизацию, который не смогло сбить даже снижение стоимости труда после 2014 года. 

    

Объемы продаж ведущих игроков на российском рынке


Российский рынок в 2019-2021 годах характеризуется высоким уровнем турбулентности и неопределенности. Прямо сейчас на смену многолетним лидерам рынка приходит когорта новых игроков, до конца «десятых» бывших в тени.

В таблице ниже отмечены наиболее заметные игроки рынка последних лет. Из нее можно увидеть, что по сравнению с 2010-2018 годами, когда доминировала два явных лидера китайская Haitian (по продажам в штуках и в сегменте недорогих ТПА) и австрийская ENGEL (сегмент дорогих высокотехнологичных ТПА), на сцену вышли, например, Borche и JSW. Новые агрессивные игроки приносят несомненную пользу рынку в целом, как минимум, расширяя спектр предложения, оказывая давление на цены вниз, а на качество сервиса вверх.

Снимок экрана 2020-12-01 в 21.10.11.png


ПластЭксперт рекомендует: 

Статья о том

, как выбрать изготовителя прессформы для литья пластмасс



Возврат к списку

Наши публикации в соцсетях: