Список тематических статей

Выбираем литьевые формы

1.Введение

В данной статье автор попытается кратко суммировать свой многолетний опыт в деле подбора оборудования по литью пластмасс для российских предприятий. Цель этой статьи не в том, чтобы указать на конкретную страну или компанию-производителя, а в том, чтобы на основе опыта автора определить вектор поиска поставщика и помочь избежать типичных ошибок, особенно начинающим производственникам.

Речь пойдет о литьевых формах, потому как это тема на российском рынке наименее подвержена какой-либо систематизации, ситуация на рынке литьевых форм нестабильна, а сам рынок разношерстен и раздроблен. Автор статьи в разные годы работал в компаниях упаковочного, строительного направления, а также индустрии товаров для дома и детей. Каждая из этих отраслей имеет как нечто общее, так и определенные особенности, о которых пойдет речь ниже. Также в статье мы осветим возможности отечественных производителей литьевых форм и основных стран-лидеров в этой области, а также изготовим «фоторобот» идеального поставщика литьевой оснастки.

 

2.Выбор типа материала форм исходя из требуемого количества изделий

Кратко остановимся на простом, но важном вопросе о материале, из которого нужно изготавливать формы. На эту тему написано множество специальных исследований, из которых следует, что на этапе проектирования изделия и отработке его конструкции, функционала и согласования с потребителями обычно применяются методы прототипирования и литьё в силиконовые формы. В этом случае форма для литья под давлением на ТПА, как таковая, не нужна.

Следующий этап — изготовление пилотных партий изделий (несколько сотен или тысяч штук). а иногда бывает и так, что изделий всего требуется, например, несколько тысяч штук на весь срок его жизни. В этом случае оптимально применить формы из алюминиевых сплавов, известных своей невысокой ценой, но и невысоким ресурсом. Забегая вперед, скажем, что алюминиевые формы небольших размеров можно с успехом изготовить в России, а крупные инструменты лучше всего заказать в Европе.

В остальных случаях, как правило, используют стальные формы. Качество и долговечность таких «обычных» форм зависит от нескольких десятков параметров и во многом от материалов, то есть собственно — сталей. Причем в одной современной литьевой форме обычно применяют 3-5 марок сталей: на формообразующие детали (ФОД), подвижные элементы, центрирующие элементы, плиты и т.д. Отметим, что для крупных изделий и, соответственно. больших форм существуют комбинированные системы изготовления ФОД, типа сталь-алюминий, сталь-бронза. Такие системы, активно применяющиеся европейскими изготовителями оснастки, позволяют добиться улучшения термостатирования формы, снижения веса и цены готовой формы.

 

3.Выбор региона изготовления форм, исходя из возможностей стран, компаний-производителей  и требований к изделию

Удивительно, но в большинстве случаев уже на стадии технико-экономического обоснования пластмассового изделия можно примерно определить регион, в котором удобнее всего разместить изготовление литьевых пресс-форм. Таких регионов в современных реалиях можно выделить три: непосредственно Россия, Юго-Восточная Азия (Китай и его признанные и непризнанные территории) и Западная Европа. Не так давно у нас в стране были весьма популярны литьевые формы из Восточной Европы, например из Польши, Чехии, Болгарии, однако, в последние годы цены на такую продукцию существенно выросли и практически сравнялись с ценами Западной Европы при существенно более низком среднем качестве. Остальные более экзотические регионы, такие как Северная Америка, Индия, Ближний Восток в расчет принимать не будем.

Итак, рассмотрим российские предприятия по выпуску литьевых форм. Суть процессов, происходящих с ними в последние 20 лет можно свести к следующей формуле — резкий крах с последующим медленным и мучительным подъемом. К сожалению, средний уровень наших предприятий до сих пор далек от высот технологий и мы существенно отстаем от Западной Европы, а в некоторых направлениях и от Азии.

Главными бичами российский изготовителей форм в последние годы являются слишком большие заявленные сроки изготовления, которые к тому же часто не выдерживаются; невысокий уровень персонала, особенно в части менеджеров по работе с клиентами и, как следствие — низкий уровень обслуживания клиентов в области обсуждения технического задания, предоставления информации о ходе работ, гарантийного и постгарантийного сервиса; а также неоснащенность современным программным обеспечением (ПО) и новейшими технологиями производства литьевых форм. Кроме того, российские предприятия могут изготовить обычно сильно ограниченное количество форм одновременно, причем лишь небольших размеров. Отметим, что качественное ПО на сегодня является фактором первостепенной важности для этих предприятий и западные производители пресс-форм справедливо гордятся наличием в своем конструкторском бюро того или иного новейшего «софта». Для российских же предприятий, такое ПО, зачастую, слишком дорого.

Не забудем также, что максимальная производительность наших даже самых лучших предприятий редко составляет более 10 форм в месяц, то есть с относительно крупными проектами обращаться в отечественные компании, к сожалению, не имеет смысла. Качество оснастки, полученное на российских заводах, сильно зависит от изначальной ее сложности. Обычно, качество форм простых и средней сложности является удовлетворительным.

Для тех заказчиков, которые решили для себя о недопустимости работы с отечественными производствами (а таких пока, к сожалению, большинство) в 99% случаев встает вопрос о выборе между «Китаем» и «Европой».  Отметим еще раз, что под «Китаем» мы подразумеваем и Тайвань, и Гонконг, ну просто потому что фактически тамошние формы производятся в КНР, а под «Европой» - так любимые у нас Германию, Италию, Португалию.

Итак, вышеозначенный вопрос выбора на самом деле не так просто решается, как может показаться и дело не только в цене. Зачастую, одна и та же компания заказы на одни формы может размещать в Европе, а на другие в Китае и это совершенно правильно. Исходя из многолетнего опыты автора можно выделить несколько ключевых утверждений,  которые помогут с большой долей вероятности сделать выбор между Китаем и Европой, вот они:

1)Для данной формы не нужен большой ресурс работы (в среднем не более 500 000 и точно не более 1 000 000 циклов).

2)Данное изделие не является сборочным, или частью сборки, а если все-таки сборка присутствует, то неответственного назначения (например, скажем, мыльница с присоской) .

3)Для данного изделия в принципе не является критичным возникновение некоторых дефектов, таких как неважное качество поверхности, облой,  некоторое коробление, следы от толкателей и прочие небольшие дефекты.

Если все вышеуказанные постулаты приемлемы для вас, то вашей компании имеет смысл рассмотреть вопрос заказа китайских форм. Замечу, что ответить честно на все вопросы заказчику форм бывает очень трудно, однако именно это и есть залог будущего подтверждения ожиданий. Считаем неправильным как пряча голову в песок от безысходности брать формы в Китае просто «потому что нет денег», так и браво пытаться внушить себе и окружающим, что «китайские формы точно такие же, только цена ниже». Оба этих подхода очень распространены среди российских производителей, особенно не так давно работающих в отрасли. Гораздо полезнее, раз уж решились на Китай, понимать что в соотношении «цена/качество» для вас является ключевым именно первый критерий.

Что делать если хотя бы на одно утверждение недопустимо для вас? Заказывать формы в Европе. Оговоримся, естественно, Европа большая, а в каждой стране существуют сотни компаний, которые производят формы (причем существенная часть из них далеко не высокого качества). Все это так, однако рынок каждой страны в достаточной мере изучен и существует определенный статус каждого государства в свете уровня цен и качества производимой там оснастки. Например, Германия с соседними Австрией и Швейцарией по достоинству оценены как очень дорогие производители литьевых форм с повышенным качеством.

Италия и Португалия — страны с примерно равным ценовым уровнем и высоким качеством инструмента, но Португалия для среднего российского предприятия более загадочна и трудна для коммуникаций в свете географической отдаленности. Другие страны Западной Европы являются более экзотическими для размещения заказа на формы для литья и в большинстве случаев не представляют интереса, если только вам не нужен какой-то специфический продукт, формы для которого в массовом порядке и с фантастическими результатами изготавливает компания, допустим, в Нидерландах.

Итак, решив заказать формы в Европе нужно понять где именно. Кстати, что касается цен на формы, то европейские компании в последние годы стали в этом плане значительно гибче. Сказалась как возросшая доля Китая, «откусившего» сегмент простых форм, так и падение спроса на европейскую оснастку со стороны Соединенных Штатов из-за высокого курса евро, не говоря уже о разразившемся в последние месяцы финансовом кризисе, порядком сбившем цены на формы. Как было сказано выше, условно в «Германии» лучше изготовить форму с высочайшими требованиями к размерам, стабильности работы и долговечности формы, тогда как в «Португалии» реализовать более экономичный вариант с «просто» высоким качеством вашей оснастки.

Показателен пример выбора форм для литья тонкостенной упаковки. Безусловно, заказав форму в Швейцарии или Германии можно забыть о проблемах и 2-3 года наслаждаться качественной продукцией. С другой стороны, например, в Италии есть возможность приобрести аналогичные формы, в том числе и под in-mold-labeling, практически в 2(!) раза дешевле. Что перевешивает: гарантированное качество или желание окупить оснастку быстрее, но с некоторым риском? Решать только вам.

Детальный выбор компании-производителя можно сделать совместно с российскими компаниями-представителями европейских производителей, а в китайском варианте - дилерами, которых мы для краткости будем, обобщив, называть просто «поставщиками». Для этого вам нужно выбрать «идеального поставщика» для вашего проекта.

 

4.Как найти идеального поставщика

При словах «российский поставщик» у честного отечественного производственника сразу же возникает закономерный вопрос «а зачем он нужен?». Действительно, неужели такой умный бизнесмен (директор) не может сам, скажем, поехать в Китай (Европу), отыскать там лучший завод, качественно провести переговоры, заказать формы, отследить выполнение заказа, принять формы или отправить на доработку, организовать доставку и таможенное оформление и запустить-таки долгожданную оснастку у себя на производстве? Конечно, может!

А теперь перечитайте все вышеуказанны действия и подумайте, а не слишком ли много, мягко говоря, забот? Не превратится ли умный директор в вечно озабоченного вопросом заказа форм человека? А много ли сэкономишь при таком подходе? Все эти вопросы нуждаются в детальном изучении и каждый случай, безусловно, решается в индивидуальном порядке. Однако, по опыту, можем и тут дать некоторые рекомендации.

Итак, вам рекомендуется самостоятельно заказывать пресс-формы, если у вас

1)Есть в штате как минимум один ответственный, высококвалифицированный специалист, которому можно доверить такие вопросы, как техническое задание, технические переговоры, приемка оснастки на заводе-изготовителе, запуск на своей площадке. Специалист должен владеть как минимум техническим английским языком.

2)Вы заказываете формы постоянно и в достаточно большом количестве.

3)Для вашей компании не проблемны элементы внешнеэкономической деятельности (контракт с иностранным производителем, оплата за границу, доставка и таможенная очистка

4)Вы имеете собственный участок для ремонта форм (а в случае с Китаем и доработки новых форм), либо, как альтернатива, хороший металлообрабатывающий завод по соседству.

В случае. если ваше предприятие не удовлетворяет этим четырем критериям, рекомендуется скрипя сердце использовать услуги поставщика. Но это должен быть «правильный» поставщик! Итак, не секрет, что на ниве поставки импортного оборудования в России существуют многочисленные компании-посредники, цель которых — сделать деньги на банальной перепродаже оснастки.

Как узнать ответственную компанию-поставщика среди прочих, вроде бы, равных? Основным критерием отбора для автора этого труда всегда прежде всего служила оценка уровня профессионализма сотрудников компании-поставщика. То есть главный критерий — наличие команды профессионалов. Причем это должна быть именно команда, то есть полноценная компания-поставщик. Потому что ни один индивидуальный «агент-представитель», которых в последнее время развелось на нашем рынке довольно много, не сможет решить и половины вопросов, озвученных нами в начале этого параграфа.

Итак, оцениваем уровень персонала компании-поставщика пресс-форм. В идеале, это должны быть люди, костяк которых составляют инженеры-профессионалы, выпускники профильных вузов. Специалисты компании должны обязательно иметь опыт работы в производственных компаниях и не на последних должностях для того чтобы как можно лучше представлять себе нужды и чаяния заказчика. Они должны владеть технологией литья, технологией изготовления литьевых форм, системами автоматизированного проектирования и т.д.

С другой стороны, советуем опасаться поставщиков, которые в перечне направлений своей дейтельности имеет помимо пресс-форм еще десяток-другой направлений. Такие компании, к сожалению, обычно не в полной мере компетентны, а смысл их существования сводится к «деланию денег» на чем только можно.

Для исключения неприятных сюрпризов, компания-поставщик должна иметь положительный опыт в работе с транспортом и таможней, каналы оперативной доставки запасных частей. И, наконец, «идеальный поставщик» литьевых форм всегда должен быть в курсе реализации вашего заказа, давать четкую информацию о стадии реализации проекта в любой момент, непосредственно участвовать в процедуре приемки форм на заводе и запуске на вашем предприятии, и конечно, осуществлять гарантийный и постгарантийный сервис.

И еще маленький совет — смело пользуйтесь благами цивилизации, в частности, интернетом. На специализированных сайтах и форумах можно отыскать крупицы уникальной информации о производителях и поставщиках, а также посоветоваться со специалистами. Автора данной статьи можно, например, легко отыскать в сети под именем МихалИваныч.

 

5. Заключение, кратко о главном.

В настоящей статье автор попытался кратко систематизировать наиболее часто встречающиеся на практике случаи, в которых принимается решения о приобретении литьевой оснастки. Резюмируя вышесказанное, можно вывести несколько постулатов приобретателя литьевых форм:

1)Имеете маленькое производство простых изделий — заказывайте формы «под боком» в России.

2)Имеете большую фирму с юридической, инженерной и инструментальной службой — езжайте в Китай или Европу и закажите формы сами.

3)Начинаете новое направление, развиваетесь и считаете, что каждый должен заниматься тем, что лучше умеет — обратитесь к профессиональному поставщику.

4)Выбираете лучшего поставщика — главный критерий — персонал, и сегодня «кадры решают всё».
 
Удачи вам в нелегком деле заказа форм для литья пластмасс!

 

Кузнецов М.И.


Возврат к списку

Наши публикации в соцсетях: